В общей рассылке для аспирантов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина 30 сентября появилось письмо следующего содержания: «Уважаемые аспиранты! Напоминаем, что с завтрашнего дня мы должны перевести (отчислить) на след. курс. Более того, напоминаем Вам, что мы находимся в процессе подготовки к аккредитации программ аспирантуры. Под угрозой находятся военнообязанные очные аспиранты. Поэтому убедительно просим Вас срочно привести в порядок отчетные документы: 1) отчет, 2) индивидуальный план, 3) сканы инд. достижений. 4) Контрактные аспиранты — срочно оплатить долги».

 

 

Тогда «уважаемых аспирантов» не особо насторожило письмо. Большинство получателей письма восприняли его как формальность, которая вскоре должна уладиться. Однако примерно в середине октября некоторые из военнообязанных аспирантов узнали, что лишились отсрочки от армии, получив повестки от военкомата.

 

 

 
 
 

 

Сейчас стоимость очного обучения в аспирантуре университета колеблется от 47 400 до 82 900 рублей в год — в зависимости от выбранного направления. Именно на очном обучении необходимо заострить внимание не столько потому, что оно дороже, чем заочное, сколько потому, что гарантирует военнообязанным аспирантам отсрочку от армии. Разумеется, только в случае, если аспирантура аккредитована.

Сложно сказать, почему в руководстве университета вовремя не задумывались о проблеме с военнообязанными. Пока официальные ответы на запрос «7x7» о ситуации с аспирантурой от вуза не получены. Возможно, в вузе полагали, что не желающие идти в армию аспиранты как-нибудь увернутся от получения повестки и потянут время до окончания призывной кампании или получения аккредитации. Но избежать получения повестки удалось немногим: университет обязан предоставлять данные учащихся, подлежащих призыву. Сотрудникам военкомата, следившим за сроками аккредитации, по их требованию предоставили номера телефонов, адреса и места работы аспирантов.

31 октября о странной истории с аккредитацией аспирантуры СыктГУ написал гражданский активист Виктор Воробьёв. В своем посте, основанном на данных из открытых источников, он указывает, что из публичного реестра свидетельств о государственной аккредитации на сайте Рособрнадзора следует: аспирантура университета ее не получила. При этом аккредитоваться аспирантура должна была еще полтора года назад:

«3 марта 2015 приказом Рособрнадзора № 247 вузу выдается новая аккредитация, в которой в качестве аккредитованных указаны программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и… все. Ни СПО [программы среднего профессионального образования], ни аспирантуры в приложении к свидетельству об аккредитации нет. В июне 2015-го происходит „техническое“ переоформление аккредитации (по всей видимости, в связи с переименованием вуза), а в июле 2015-го СыктГУ получает аккредитацию программ СПО по информатике и по экономике (приказ Рособрнадзора от 17 июля 2015 № 1234). На момент проведения приемной кампании в аспирантуру в 2015 году у СыктГУ аккредитации по этим программам НЕТ».

В 2013–14 годах аккредитация программ аспирантуры СыктГУ была условной в связи с временным отсутствием федеральных государственных стандартов (пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года). ФГОС вступили в силу в 2014 году, и в марте 2015, когда университет получал новую аккредитацию, ее должна была получить и аспирантура.

Виктор Воробьёв направил в университет официальное требование об инициировании предусмотренных приказом Минобрнауки России № 957 процедур: публикации информации на сайте и предложения аспирантам перевода в аккредитованный вуз.

Корреспондент «7x7» пообщался и с несколькими военнообязанными аспирантами СыктГУ на условиях анонимности. Они рассказали, что медкомиссия, после которой пригодных к службе призывников сразу отправляют на сборный пункт, а оттуда — к месту срочной службы, состоится в середине ноября. Молодые люди опасаются, что до этого времени аспирантура еще не будет аккредитована и им придется отправиться в армию. Ниже представлены их мнения по поводу происходящего. Имена аспирантов изменены.

 

Иван:

— У меня хорошая работа по специальности, почти свадьба, по диссертации собрано много материала, и я готов защищаться уже в следующем году. И тут на целый год все это прекращается. Думаю, после службы маловероятно встать на тот же вектор развития.

Иван опасается, что тема диссертации спустя год может потерять актуальность и вся проделанная на сегодняшний день работа пойдет насмарку. Также он поделился своими соображениями об армии:

— У меня много товарищей — профессиональных военных. По их мнению, за год солдата не научить правильно вести себя в условиях боевых действий, из него выйдет только пушечное мясо.

Основные претензии аспиранта к вузу таковы:

— Я считаю, что СыктГУ поступает незаконно. Если вуз теряет аккредитацию по направлениям подготовки, он обязан оповестить учащихся об этом. Согласно информации г-на Воробьёва, срок аккредитации аспирантуры нашего университета истек в 2015 году. То есть университет был обязан разослать нам письма о том, что на данном этапе мы учимся на неаккредитованных специальностях. Этого сделано не было. Почти все узнали о том, что аккредитация истекла, при сообщении о получении повестки.

Согласно закону об образовании, СыктГУ должен был перевести нас, аспирантов, на аккредитованные направления подготовки в другие вузы. Но никаких действий со стороны вуза предпринято не было. И самое главное — отсрочка. Мы поступали на аккредитованные направления подготовки, нам официально была дана отсрочка на срок обучения. Законна ли ее отмена, если вуз не выполнил ни один из вышеуказанных мной пунктов?

 

Олег:

— Они с сентября нас закидывали письмами с просьбой оплатить долги, иначе всех отчислят. Не знаю, как остальные, но я в октябре оплатил, и тут же повестки стали раздавать. Меня, кстати, не искали, повезло. Все хотят решить по-хорошему, без шума особого, если поднять шумиху, лучше не станет. К этой ситуации все по-разному относятся. Один парень получил повестку и сказал: хорошо, мол, с учебой беспроглядный ****** один, делать все равно нечего. А тут хоть в армии в академе посижу. Он искренне был рад, что это случилось.

 

Андрей:

— Давайте, честно расскажу. Университет получает аккредитацию по программам аспирантуры. Пока это дело двигается, военкомат имеет законное право рассылать повестки. Нам в универе говорят, что у них с военкоматом есть какие-то договоренности. Якобы аспирантов отправляют на комиссии в последних рядах. Якобы нам будут поблажки. Якобы все обойдется. Мне кажется, там надеются, что мы самостоятельно удачно потянем время, а там и аккредитация подоспеет.

Андрей также опасается, что, если открыто проявлять недовольство политикой университета, можно нарваться на неприятности:

— Мне страшно, что на меня будут давить в военкомате, если тема сейчас всплывет в общественности. В универе уже угрожали отправить в научную роту.

Попытки аккредитовать аспирантуру сейчас кажутся Андрею сомнительными:

— Есть частная версия, что им еще в прошлом году отказали в аккредитации. По закону вторая попытка может быть только через год. Но и студентам не слишком сладко будет, если аккредитацию не дадут (а с таким скандалом это очень вероятно). Обидно даже не за себя, ведь есть ребята, которые по-настоящему занимаются наукой.

Сейчас среди аспирантов ходят слухи о том, что сама и.о. ректора ездила в военкомат договариваться об отсрочке. Однако военком Сыктывкара Игорь Безручко в телефонном разговоре с корреспондентом «7x7» категорически отверг такую возможность.

Редакция «7x7» отправила запрос о ситуации с аккредитацией аспирантуры в Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина и будет следить за развитием событий. 


Реклама. Многие студенты совмещают учебу и работу. В связи с этим не хватает времени на качественное оформление различных работ. Вашему вниманию представлен сайт помощи студенту. Опытные специалисты окажут соответствующую помощь.