15 октября состоялась очередная пешая экскурсия, организованная Коми региональным отделением Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал». Ее провела директор музея истории просвещения Коми края (расположен в Сыктывкарском госуниверситете) Майя Бурлыкина, она рассказала о живших в Сыктывкаре политиках и ученых, которые оказали большое влияние на развитие города и региона.
Перед началом экскурсии выступил историк Михаил Рогачёв, он коротко рассказал об истории кладбища:
— Сегодня необычная экскурсия — по некрополю. Некрополь — это возможность узнать о знаменитых людях, ушедших от нас. И еще это мемориальное место и собрание произведений искусства. Сегодня мы на старом кладбище Сыктывкара. Старом, но не старейшем. Первое кладбище Усть-Сысольска было около Троицкого собора. Потом, когда Усть-Сысольск стал городом, его перенесли за город — это Кируль. Там церковь была построена как кладбищенская. Там похоронено 25 тысяч человек. А в 1931 году его закрыли и снесли. Кладбище было перенесено сюда на абсолютно безлюдный участок. Первые постройки были под горой на улице Первомайской. Я не знаю ни одного случая, чтобы сюда перенесли родных. Это кладбище сейчас закрыто. Почти за 100 лет оно приняло много выдающихся людей города и республики.
Калистрат Жаков
Каждую экскурсию мы начинаем с этого захоронения — Калистрат Жаков. Все обращают внимание на то, насколько здесь интересный памятник. Его автор — скульптор Владислав Мамченко, трижды лауреат госпремии. Он известен по многим работам, в том числе и мемориалом «Вечный огонь».
Калистрат Жаков, 1866–1926. Родился в Давпоне, сейчас это территория Сыктывкара. Там находится школа № 24, которая носит его имя. Он получил среднее образование в Тотьме в учительской семинарии. Там обучались многие наши просветители. Затем решил получить высшее образование, поехал в Киев. Но что-то его город не впечатлил. И он перебрался в Петербург. Сначала он учился там в университете на физико-техническом факультете, а потом на историко-филологическом. Остался там работать, преподавал на Черняевских курсах, а потом возглавил их. Преподавал в психоневрологическом институте, в 1910 году стал профессором.
Жаков сыграл огромную роль в судьбе Питирима Сорокина. В 1907 году Питирим Сорокин поехал в Петербург к Жакову. Благодаря Жакову он стал учиться на Черняевских курсах, потом в психоневрологическом институте, закончил гимназию в Великом Устюге, потом поступил в университет.
Благодаря Жакову Сорокин познакомился со своей женой Еленой Баратынской. Именно в доме Жакова проводились музыкально-литературные салоны, куда приглашалась прогрессивная молодежь. И на один из таких вечеров пришла студентка Бестужевских курсов. И в 1917 году поженились, а в 1922 году они иммигрировали в Европу, а потом в Америку. Сорокин преподавал в Миннесотском университете, а потом в Гарвардском. В 1963 году он написал автобиографическую книгу «Долгий путь».
Калистрат Жаков последние годы жизни провел в Риге, жил в Эстонии, преподавал в Тарту. Он был и писателем, и педагогом, и вождем философского течения «лимитизм». Его очень уважали члены сообщества, решили даже построить мавзолей. Но рижское правительство запретило хоронить его в мавзолее. И его похоронили на рижском кладбище. В Прибалтике очень популярно превращать кладбища в парки. И многие приезжие не представляют, что они гуляют по старому кладбищу. И то кладбище стало постепенно разрушаться, и семья Жакова обратилась к деятелям культуры Коми. И в 1990 году прах Жакова был перезахоронен на этом месте.
Геннадий Федоров
А рядом есть два захоронения. Здесь похоронен Геннадий Федоров, народный писатель Коми АССР. Это был очень плодовитый писатель. Эти работы сейчас его не популярны — о героине гражданской войны Домне Каликовой. Федоров последние годы жизни жил в Киргизии. Одна книга его называется «Вдали от Родины». Он ностальгировал по родине. Он понимал Ивана Куратова, который умер на чужбине в Алма-Ате.
Яков Перепелица
Еще одна яркая личность — Яков Перепелица. Обратите внимание, что внизу памятника находится маска Яг Морта. Яков Перепелица, автор многих произведений, больше всего прославился балетом «Яг Морт», который был поставлен на сцене театра оперы и балета.
Альберт Ванеев
Здесь захоронение четы Ванеевых. Альберт Ванеев — поэт, ученый, кандидат филологических наук. Как поэт он прославился тем, что создал венок сонетов «Деревенька моя». Никто из поэтов Коми не рискнул обращаться к сонетам. Он еще много сделал по созданию энциклопедии о Коми. Он был замглавного редактора. Сейчас идет работа над пятитомным изданием, и она застряла, потому что нет такого человека, как Альберт Ванеев. Я общалась с теми, кто ее делает, и они говорят, что она уступает старой. Ирина Ванеева, учитель русского языка и литературы, работала в школах Лесозавода. А потом решила, как и муж, заняться наукой, была аспиранткой у Микушева, защитила кандидатскую диссертацию по литературе военной поры.
Ия Бобракова
Мы остановились у захоронения Ии Бобраковой. Вот памятник черного цвета, там в хорошую погоду видна сцена. Ия Бобракова — народная артистка России. Она стояла у истоков создания музыкального театра. Именно благодаря ей он получил современное название — оперы и балета. В 1992 году она задумала международный фестиваль «Сыктывкарская весна». Сегодня он носит ее имя. Когда она была главным режиссером и худруком, театр, по нашему мнению, процветал. Сейчас я не знаю, какая ситуация в театре. Но им все равно будет сложно достичь того уровня.
Виктор Морозов
Виктора Морозова я лично не знала. С его приездом в Сыктывкар, с его приходом филармония получила новое развитие. Там были спектакли, а он стал ставить спектакли-концерты, которые привлекли внимание публики. Выходил на сцену в белоснежном костюме, статный, высокий.
Анатолий Микушев
По этой тропиночке можно дойти до могилы Анатолия Микушева. 5 ноября этого года ему бы исполнилось 90 лет. Он очень много сделал для нашей культуры. Он окончил пединститут, поработал в ыбской школе, потом учился в аспирантуре, а потом вернулся в Сыктывкар и работал в Коми отделении академии наук. И в 1972 году, когда был создан Сыктывкарский университет, Валентина Витязева [первый ректор СыктГУ] пригласила его. Он проработал в университете 20 лет. В юбилейные дни Анатолия Микушева на здании университета будет установлена мемориальная доска.
Иван Морозов
Тут VIP-зона — самое высокое и сухое место. Здесь захоронены очень многие известные деятели. Я остановилась около Ивана Морозова, который 20 лет руководил республикой с 1965 по 1987 годы. Все магистральные пути были построены при нем. После него — чуть-чуть удлинялись. При нем был построен театр оперы и балета. При нем начались отношения с болгарами. У нас построили три поселка — Междуреченск, Благоево и Усогорск. Эта дружба была плодотворной. 49% добываемого леса вывозили в Болгарию, а 51% оставался у нас. Ия Бобракова отреагировала на это, поставила спектакль «Розы для Красимиры». Героиню полюбил коми мальчик, которого Ия Петровна первоначально назвала Иван Брагин. Но Иван Морозов попросил по-другому назвать. И она его переименовала в Павла. Так вот этот Павел захотел купить своей любимой девушке цветы. Вы знаете, что в годы советской власти купить цветы было трудно. Он приехал из Усогорска в Сыктывкар, здесь их тоже не оказалось. Тогда он поехал в Москву, нашел там розы, купил, вернулся. А в это время родители увезли девушку в Болгарию. И Павел работал ударным трудом, чтобы получить право поехать в Болгарию. Он этого добился, приехал, и там состоялась свадьба. Очень позитивный спектакль.
Иван Морозов сыграл огромную роль и в создании университета. Валентина Витязева еще в 1961 году написала первое обоснование, отправила его в обком партии, но ее идею не поддержали. Она обратилась в обком еще раз в 1966 году. И Иван Морозов поддержал идею, стал ее пробивать, поручил Зосиме Паневу курировать. Зосима Панев 1 сентября 1972 года зажег факел знаний. Вот этот факел знаний есть и на памятнике Зосиме Паневу.
Николай Балин
Это захоронение героя социалистического труда Николая Балина, первого директора сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Он был открыт в 1967 году. Валентина Витязева сразу же подписала договор о сотрудничестве. На ЛПК была открыта кафедра химии, а студенты проходили там практику. Историки изучали историю комплекса. Выпустили книгу «Гигант на Вычегде».
Василий Лыткин
Есть список захоронений, за которым ухаживают работники кладбища. И за этим тоже ухаживают. Мы находимся около памятника Василию Лыткину. В 1895 году родился. Он известен не только как ученый, но и как детский писатель, у него был псевдоним Илля Вась. Василий Лыткин был замечательным ученым, внимательным отцом. Он учился в семинарии в Тотьме, затем, когда в 1921 году здесь открылся Зырянский институт народного образования, он пытался и учиться, и преподавать. А потом уехал в Москву в МГУ. После окончания университета он был направлен на двухгодичную стажировку в Финляндию и в Венгрию. Это сыграло злую шутку. В 1933 году его объявили финским шпионом. И он оказался в ГУЛАГе на Дальнем Востоке. К счастью, в пик репрессий в 1937 году он находился там, он тогда был вольнонаемным, так как срок истек. Он уехал оттуда только в 1939 или 1940 году. Ему не разрешили жить ни в Москве, ни в Ленинграде. Он стал жить в Чкалове, ныне Оренбург. Я поражаюсь силе духа. Он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Потом перебрался в Рязань, руководил кафедрой русского языка и литературы. Ездил в Москву на такси, так как он получал много как доктор наук. Он получал 660 рублей. Самолет до Москвы стоил 27 рублей. Он был трижды женат. И совсем недавно у него появился еще один сын — Илья Митюшев. Он доказал в суде отцовство. Первая жена была очень красивой. Он ее увидел на Красной площади в Сыктывкаре. Она долго не соглашалась быть его женой, но потом согласилась. В этом браке у них появилась дочь. Но когда он был в ГУЛАГе, жена от него отказалась, он воспитывал дочь. Вторая жена появилась, когда он жил в Оренбурге. В этом барке появился сын Евгений. А третья его жена — Тамара Тепляшина. Он всегда со своими детьми выезжал на юг. А Илья появился на свет, когда Василию Лыткину было 82 года. Они вместе с Микушевым придумали Куратовские чтения, они же были инициаторами создания музея Куратова. А первым директором была Тамара Чисталёва, вторая жена Прометея Чисталёва.
Прометей Чисталёв
Прометей Чисталёв родился в 1921 году. Он первый председатель союза композиторов, а вторым был как раз Яков Перепелица. Прометей Чисталёв проявил свой талант композитора, когда учился в пединституте. Когда был объявлен конкурс на лучшую песню, он отправил на конкурс «Величальную Москву». Конкурс был закрытым [имена авторов были неизвестны]. Его песня заняла первое место. Когда открыли конверт, выяснилось, что ее автором является сельский учитель. Его пригласили в Сыктывкар, он стал учиться в музыкальном училище по классу баяна. Потом он стал директором училища, потому что имел педагогическое образование. А вторым директором стал Яков Перепелица.
Он замечательный фольклорист, он объездил всю нашу республику. Выпустил трехтомник коми народной песни, который был удостоен госпремии. Он искал музыкальные инструменты, воссоздал их.
Валентина Витязева
Здесь захоронена первый ректор нашего университета, доктор географических наук Валентина Витязева. Она руководила университетом на протяжении 15 лет и оставалась профессором-консультантом до конца жизни. Она родилась в деревне Сибирь недалеко от Яренска. У нас со студентами была организована экспедиция по биографическому маршруту. И эту деревню мы не нашли, там уже поле. А вот в селе, в котором она училась в школе, сохранилось всего два жилых дома. Один из жителей сказал, что знал Валентину Витязеву, она зимой приходила из деревни в село на лыжах.
Она училась в Ленинграде в топографическом техникуме, была отличницей. Ее направили в Москву в институт геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Но началась война, институт был эвакуирован в Ташкент. Она решила навестить родителей и в поезде познакомилась с Андреем Назаркиным. Он был направлен сюда в пединститут на должность ректора. Он ее уговорил поступить в Сыктывкаре. А тут она узнала, что сюда был эвакуирован Карело-финский университет, и она выбрала его. От Назаркина она родила сына Андрея. Но потом они разошлись, так как муж увлекся другой женщиной. Витязева потом встретила Василия Архиповича, в этом браке у них родился сын Дмитрий, который тоже стал ученым. Василий Архипович бросил работу, как только Витязева стала ректором, он обеспечивал тылы. При ней университет получил развитие. В первый год было всего два факультета, а на следующий год — уже четыре. Она была как мать родная для всех детей. Дети ее любили, а сотрудники боялись. Она всегда мне напоминала Екатерину II. Высоко поднятая голова, прямая спина.