В Министерстве по природопользованию и экологии Карелии 13 октября состоялся круглый стол по проблеме разработки карьера в Кондопожском районе. В дискуссии приняли участие представители компании «Сатурн Нордстрой», защитники Сунского леса, экологи, чиновники правительства и представители районных властей. Это была первая встреча всех сторон за все время конфликта. Защитники бора отказываются уходить из леса и ставят невыполнимые на данный момент условия — прекратить разработку карьера.
Конфликт вокруг Сунского бора создан искусственно, а фактов уничтожения краснокнижных растений не установлено — такие заявления сделал в первые минуты заседания заместитель министра по природопользованию и экологии Карелии Алексей Павлов. Практически тем самым чиновник правительства задал лейтмотив всей встречи: руководство минприроды не видит оснований для прекращения права пользования недрами, которыми располагает компания «Сатурн Нордстрой».
Фирму, занятую разработкой карьера в Сунском бору, представлял ее директор Игорь Федотов. Его предприятие приобрело лицензию на деятельность в кондопожском лесу за 67 тысяч рублей. Документ действует до 2031 года. Разработать карьер работники компании планируют в течение двух лет. На данный момент, по словам Федотова, предприятие вложило в разработку карьера 15 миллионов рублей. Бизнес так и не запущен и терпит убытки: работать на делянке мешают защитники Сунского бора, которые несут круглосуточную вахту.
Приглашенные ученые, в числе которых были Олег Кузнецов, Василий Нешатаев и Владимир Луканин, высказали такую точку зрения: разработчики карьера в Кондопожском районе не наносят серьезного вреда экологии. По их словам, краснокнижный вид «лобарии легочной» был своевременно пересажен из зоны производства работ и может продолжать развиваться на новой территории. Однако процедура пересадки растения вызвала нарекания у защитников бора: фрагменты деревьев с лишайников вынесены за пределы вырубок и поставлены «вертикально». Активисты считают, что после такой «пересадки» растения гибнут. Как сообщили экологи, официальных правил переноса лобарии не существует. Выходит, неправильно пересадить краснокнижный лишайник невозможно, поскольку, как это сделать правильно, никто не знает.
Ученые назвали действия защитников Сунского бора «майданной политикой», поскольку активисты живым щитом мешают работе техники.
На встрече присутствовали представители власти Кондопожского района. Они заявили, что их район дотационный и остро нуждается в инвесторах. Одним из них могла бы стать компания «Сатурн Нордстрой», если бы ей не мешали местные жители.
Глава Янишполя Татьяна Иванихина заявила: «Мой племянник тоже принимал участие в этом. Я не скрываю». Сельская чиновница продемонстрировала солидарность с жителями: «Я выступаю за народ. Игорь Александрович [Федотов] может подтвердить».
Интересы «сунских партизан» на встрече представляла Татьяна Ромахина. Однако после своего выступления в защиту бора активистка демонстративно покинула зал. Она заявила, что присутствующие на заседании экологи действуют строго в интересах правительства и бизнеса, и потребовала дать ей возможность пригласить своих экспертов.
Директор компании Федотов под конец заседания обратился к чиновнику минприроды с вопросом: «Сколько мы еще будем держать технику?».
Замминистра Алексей Павлов обратился к защитникам бора и попросил четко сформулировать, чего они хотят. Но к этому моменту единственная представительница «сунских партизан» Татьяна Ромахина уже покинула помещение.
Защитники кондопожского леса давно ответили на вопрос чиновника: они требуют полной остановки разработки карьера в Сунском бору и обещают не покидать разбитый на делянке лагерь, пока их требования не будут выполнены. Встреча завершилась ничем.
В 2012 году местные жители узнали, что на месте Сунского бора, где они всю жизнь собирали грибы и ягоды, появится карьер по добыче песка и гравия. Почти четыре года шли кабинетные споры, за это время на территории предполагаемого карьера были обнаружены памятники культурного наследия — стоянки древнего человека, а также краснокнижные виды растений — лишайник лобария легочная и мох неккера перистая. Вырубка леса начались летом 2016 года. Местные жители установили дежурство прямо в лесу, чтобы не допустить вырубки бора. 7 октября техника снова вышла в бор.