После ареста фигурантов «дела Гайзера» прошел ровно год. Множество чиновников и аффилированных с ними лиц были арестованы, население узнало о поражающих масштабах коррупции в регионе, расследование вышло на федеральный уровень. Это существенно повлияло на расклад сил в Коми. Те, кто являлся ключевыми фигурами, не попали под аресты, но покинули свои посты или потеряли былое влияние, а кто-то, наоборот, получил назначение или приобрел вес. «7x7» вспомнил и тех и других.
Это третий текст из серии публикаций «Год без Гайзера», которую журналисты подготовили специально к годовщине громкого события. Ранее «7x7» опубликовал опрос политиков, чиновников и общественников о том, как изменилась жизнь в регионе после громких арестов, а также видеоопрос сыктывкарцев, которые пытались вспомнить лица фигурантов уголовного дела.
Пролетели над кормушкой
Часть приближенных к Желтому дому [так неофициально называют администрацию главы Коми] людей и организаций лишилась общественного и политического влияния, а также возможности «светиться» в СМИ.
«Рубеж Севера»*
Ультраправая организация «Рубеж Севера»* имела репутацию «ручных нациков», то есть контролировалась напрямую из Желтого дома. «Рубежисты» называли себя оппозиционерами и активно критиковали власть на публику, но в общественно-политическом поле считалось, что лидер движения Алексей Колегов нужен команде губернатора для того, чтобы контролировать радикально настроенных националистов. Взамен его компании получали выгодные госконтракты. Однако акции «Рубежа Севера»* и действия отдельных членов организации в какой-то момент стали слишком опасными и порой носили криминальный характер (подробнее — в тексте «7x7» об ультраправых настроениях в регионах России). Видимо, поэтому в апреле 2015 года получило ход дело против активистов движения: их обвинили в побоях и истязаниях людей, которых «рубежисты» считали педофилами. Дело широко освещалось в прессе, но после событий 19 сентября о нем стали писать меньше, а после вынесения приговора в декабре об Алексее Колегове и его соратниках почти ничего не слышно, хотя в заключение отправились только пять человек из довольно большого числа членов движения. Сайт информагентства «Рубеж Севера»* с тех пор обновляется нерегулярно. Последняя запись, где упоминается Колегов, датирована 11 сентября 2015 года — за восемь дней до арестов по «делу Гайзера».
Дарья Шучалина
Журналист Дарья Шучалина имеет неоднозначную репутацию в медиасреде Коми. Изначально она работала в независимой газете «Красное знамя» (КЗ). В 2009 году во время кампании против «Красного знамени» появилось издание «Красное знамя Севера» («КЗС»), которое возглавила Шучалина. В «Красном знамени» считали, что газета с похожим названием была создана, чтобы оттянуть аудиторию. С тех пор «КЗС» успешно существовала, поддерживала власти республики, а те в свою очередь лоббировали ее интересы в муниципалитетах. Главный редактор вела очень активную общественную деятельность (состояла в Общественной палате региона, входила в советы различных министерств и ведомств). По информации СМИ, после ареста фигурантов дела Гайзера газета «Красное знамя Севера» попала в поле зрения правоохранительных органов из-за аффилированности с бывшей супругой начальника управления информации администрации и правительства Коми Павла Марущака и еще одним фигурантом уголовного дела, экс-председателем Госсовета Коми Игорем Ковзелем. Предполагалось, что издание выигрывало наиболее выгодные госконтракты на информационное обслуживание государственных структур, которые и курировал Марущак, после этого бюджетные средства могли оседать на счетах близких чиновнику людей. Никаких уголовных дел в итоге не возникло, но в феврале 2016 года газета «Красное знамя Севера» была закрыта по решению учредителей. Сотрудников пообещали устроить в журнал «Регион», который собирались перезапускать. Но этого так и не произошло, редакция была распущена. В комментарии агентству «КомиОнлайн» Шучалина сообщила, что активно занимается независимой журналистикой. «Она не приносит заработка, зато позволяет самореализоваться. Освещаю жизнедеятельность родной республики, большей частью в соцсетях через призму собственного видения. В авторских оценках происходящего меня ничто не сковывает», — сказала она.
Евгений Вологин
Евгения Вологина в республиканских СМИ называли «известным политологом и общественником». Обычно его мнения о том или ином событии публиковались на сайтах агентств «БНК» и «Комиинформ», а затем и газеты «Республика», то есть — в провластных СМИ. Вологин активно участвовал в выборном процессе: выдвигался в качестве кандидата в депутаты совета Ухты, в Госсовет, в Госдуму и на пост главы Коми. Сменил несколько партий: «Справедливая Россия», «Правое дело», «Родина». Закономерность или нет, но обычно после его прихода в какую-то партию региональное отделение теряло позиции. Также он известен своими резкими высказываниями в адрес КПРФ и ЛДПР, которых считал провластной оппозицией. Вологин в одном из предвыборных эфиров на телеканале «Юрган» во время дебатов облил водой своего оппонента справедливоросса Илью Величко. Он просил отозвать из состава ОНК правозащитника Игоря Сажина, обвиняя его в «предательстве Родины». Считается, что Вологина курировало правительство Коми, а именно управление информации администрации главы Коми, и использовался он в качестве «политического киллера» или технического кандидата на выборах. После арестов по «делу Гайзера» Вологин претендовал на должность мэра Ухты, а потом, проиграв, остался работать в Ухтинском государственном техническом университете. В информационном поле сейчас он почти не появляется, только в феврале 2016 года его комментарий по поводу того, кто поведет на выборы оппозицию, был опубликован на БНК.
Отверженные
После прихода в Коми врио главы Сергея Гапликова произошли существенные изменения в структуре исполнительной власти республики. И нескольким людям не повезло — они остались не у дел.
Ирина Брагина
Руководитель агентства Коми по печати и массовым коммуникациям Ирина Брагина стала первой, кто покинул правительство региона после арестов. Это произошло в октябре 2015 года, сразу же после задержания ее супруга — депутата Госсовета Коми Михаила Брагина, подозреваемого в продаже мандатов и незаконном предпринимательстве. После ее ухода агентство и вовсе перестало существовать, влившись в новое министерство — связи, информатизации и массовых коммуникаций.
Владимир Тукмаков
Карьера Владимира Тукмакова развивалась очень последовательно. Он работал на разных должностях в «Комисоцбанке», в 2002 году перешел на работу в управление контроля администрации главы и правительства Коми, а затем в региональное министерство финансов, где дослужился до должности заместителя министра. Потом он сменил ведомство — перешел в Минэконом, а в 2010 году стал заместителем главы Коми. В 2014 году Тукмаков возглавил правительство. До 19 сентября 2015 года ничего примечательного с председателем не происходило: он раздавал поручения, перерезал ленточки, проводил встречи, делал заявления. После арестов Тукмакову пришлось взять на себя оперативное управление республикой и уверять растерянных и шокированных жителей Коми, что все отрасли работают стабильно. При этом сам Тукмаков выглядел не менее растерянным. Он отрицал то, что его допрашивали силовики, но в марте 2016 года с подачи прокуратуры временно исполняющему обязанности главы Коми Сергею Гапликову было рекомендовано уволить Тукмакова. Его обвинили в том, что он скрывал получаемые ежемесячно в дар 100 тыс. руб. (от кого — не уточнялось). Тукмакова лишили должности с формулировкой «в связи с утратой доверия».
Степан Чураков
Степан Чураков занимал кресло руководителя агентства Коми по физической культуре и спорту (теперь — одноименное министерство) чуть больше года. Он возглавил ведомство в сентябре 2014 года, когда был уволен его предыдущий руководитель Николай Гордеев. Чураков был рядовым министром, в региональном информационном поле появлялся только в связи с исполнением своих обязанностей, ни в каких скандальных ситуациях замечен не был. Но в октябре 2015 года, уже после прихода нового руководителя республики, в СМИ появилась информация о том, что Чураков в скором времени покинет правительство. Сам он этого не подтверждал. Тем не менее на следующем же заседании кабинета министров Сергей Гапликов устроил разнос всем членам правительства, объявив замечания и выговоры большинству чиновников. А Чураков оказался единственным уволенным. Поводом стало то, что члены правительства провалили мобилизационную тренировку. Чем Чураков провинился больше, чем остальные, не уточнялось.
Судя по выписке из ЕГРЮЛ, Чураков по-прежнему является учредителем спортцентра «Скала» в Сыктывкаре, где ранее он был генеральным директором. Он также выдвинулся на дополнительные выборы в Госсовет Коми в этом году от партии «Единая Россия».
Виктор Тельнов
Более или менее заметным в информационном поле республики Виктор Тельнов стал, когда в 2011 году занял пост заместителя руководителя администрации Ухты. Там он курировал вопросы социальной политики, дружил с общественными организациями, занимался молодежью и развитием спорта. В 2014 году возглавил новый орган исполнительной власти — агентство по делам молодежи Коми. Под его началом в агентстве разработали концепцию молодежной политики, которая вышла весьма декларативной. По данным источника «7x7», на работу агентства выделялось не очень много денег, большая часть которых расходовалась на зарплаты сотрудников. Поэтому о появлении действительно жизнеспособной молодежной политики говорить не приходилось. В 2016 году структура исполвласти в Коми с подачи Сергея Гапликова изменилась, агентство перестало существовать отдельно и влилось в Минобраз. Виктор Тельнов, оставшись без должности, пошел работать в Воркутинский горно-экономический колледж.
Пошли в гору
Новое руководство региона вывело на политическую арену тех, кто раньше был на ней незаметен или был вынужден покинуть ее. Некоторые смогли восстановить прежний статус.
Николай Герасимов
Николай Герасимов пришел в правительство Коми меньше чем через месяц после событий 19 сентября. Он стал исполняющим обязанности министра промышленности и транспорта региона. Хотя это, скорее, было возвращением: Герасимов уже занимал этот пост с 2003 по 2009 годы, после чего ушел в коммерческую структуру — «РН-Северная нефть». В феврале 2016 года он упрочил свои позиции, избавившись от приставки и.о., а затем возглавил совет директоров компании «Белкомур».
Елена Савтенко
Бывший директор Дома дружбы народов Елена Савтенко пошла на повышение сразу после арестов по «делу Гайзера». Она получила пост руководителя министерства национальной политики, так как ее предшественница Галина Габушева покинула должность по собственному желанию. На самом деле дамы поменялись местами, потому что Габушева в итоге возглавила Дом дружбы народов.
Лариса Максимова
Лариса Максимова, всю жизнь проработавшая в налоговой службе и в течение пяти лет возглавлявшая региональное управление ведомства, была назначена на должность исполняющей обязанности вице-премьера в декабре 2015 года, пройдя формальное одобрение в Госсовете Коми после выдвижения ее кандидатуры Гапликовым. После увольнения Владимира Тукмакова и до того момента, как его должность получил врио, она даже возглавляла правительство.
Александра Бушуева
Бывший депутат Госсовета, руководитель газеты «Панорама столицы» Александра Бушуева могла оказаться в обоих списках — тех, кто многое потерял, и тех, кто приобрел. Долгое время Бушуева работала в парламенте, была узнаваемым политиком, но на выборах в Госсовет в 2015 году она не прошла в законодательный орган. Там остался только ее коллега по ЛДПР Михаил Брагин, который затем попал под арест. В январе 2016 года Бушуева устроилась на работу в пресс-службу администрации Сыктывкара. Но пробыла на этой должности с явным понижением статуса недолго и уже в апреле стала заместителем руководителя администрации губернатора главы Коми, должность руководителя получила незадолго до этого Елена Шабаршина (ранее была главой Избиркома, является фигурантом уголовного дела).
Ольга Савастьянова
Ольга Савастьянова в публично-политическом поле Коми вращается очень давно.
С 2003 по 2011 год была депутатом Госсовета Коми. В 2012 году ее назначили на пост уполномоченного по правам человека в республике, менее чем через год она перешла на работу в центральный штаб Общероссийского народного фронта в Москву. При этом сама Савастьянова признается в том, что с прежним руководством региона у нее были непростые отношения. Возможно, именно поэтому она отправилась работать в столицу, а вернулась в республику почти сразу после арестов. Она стала руководителем регионального исполкома ОНФ и победителем праймериз «Единой России» и, соответственно, основным кандидатом от партии власти на выборах в Госдуму. Не все было гладко: после праймериз в СМИ появилась информация об уголовном деле против Савастьяновой. В ОНФ в растерянности заявляли, что это «утка» и попытка прежней элиты устранить оппонента. В итоге никакого дела так и не появилось, шумиха в СМИ не имела критических последствий для Савастьяновой.
Варяги
Правительство Коми с назначением Гапликова изменилось очень сильно, но в основном за счет местных кадров. Тем не менее в кабмине появилось несколько «пришлых» новых лиц.
Михаил Порядин
Министр массовых коммуникаций, информатизации и связи Коми Михаил Порядин стал первым из «варягов», пришедших на высокие должности в Коми. Коллегу по госкорпорации «Олимпстрой» пригласил Сергей Гапликов почти сразу после назначения на пост врио главы. Как и на предыдущем месте работы, Порядин занимается информатизацией различных отраслей, возглавляемое им министерство курирует информационную политику и СМИ. Придя на должность, он больше внимания уделял отрасли связи и информатизации, а медиа его занимали в меньшей степени. Порядин лишь заявлял, что впредь никто не будет диктовать СМИ, о чем писать и что он проверит эффективность траты на них бюджетных денег.
Анатолий Князев
Еще одним новым лицом среди региональных министров стал Анатолий Князев, его Гапликов назначил на должность министра сельского хозяйства и продовольствия. Князев до продолжения карьеры в Коми был депутатом Госсовета Чувашии (где Гапликов некогда был председателем правительства), заместителем председателя парламента республики, а также возглавлял комитет по бюджету и финансам.
Виктор Абулгафаров
Республиканским министерством строительства и коммунального хозяйства стал руководить Виктор Абулгафаров. Он пришел на место Валерия Кучерина, которого много критиковали за проблемы с выполнением программы капремонта, за отставание по темпам ввода жилья и за переселение из аварийных и ветхих домов. До перехода на работу в Коми Абулгафаров возглавлял департамент строительства Краснодарского края, где работал Гапликов.
Константин Лазарев
Константин Лазарев перебрал, кажется, все возможные чиновничьи должности. С 2003 по 2008 годы он занимал не очень высокие посты, например, заместителя начальника муниципального предприятия или директора фирмы. В 2008 он становится сразу заместителем губернатора Смоленской области. Но пробыл Лазарев в этой должности меньше года, после чего стал заместителем главы Смоленска. Еще через год он получает кресло главы города. В 2013 году Лазарев уходит в частную компанию, а в 2014 году снова приходит на госслужбу и становится начальником управления Ростехнадзора по Смоленской области. В следующем году получает аналогичную должность в Ярославской области. В 2015 году Лазарев оказался в Коми. Он возглавил Комитет ЖКХ республики, а через год стал заместителем председателя правительства.
* - Организация ликвидирована и запрещена по решению суда как экстремистская.