Последние несколько недель по всей республике проходят общественные слушания о развитии районов и городов. В Сыктывкаре подобное мероприятие состоялось 16 августа. Корреспондент «7x7» побывал на этих слушаниях, оценил степень их общественности, узнал, почему журналист Игорь Бобраков показал красную карточку и какими дарами готов поделиться Седкыркещ.

 

 
 
 

«Это не пресс-конференция»

В холле бывшего кинотеатра «Парма-2», в котором проходили слушания, установили два стола. За ними прибывающих участников слушаний сверяли со списками и отмечали присутствие. Сразу после отметки участники проходили к установленным чуть дальше торговым местам с сувенирами и продуктами местных производителей. В зале к началу слушаний было занято ровно столько мест, сколько было; в проходах стояли только журналисты и пресс-секретари. По периметру установили пять камер, которые транслировали происходящее в зале и на сцене на большой монитор.

— Регламент у нас достаточно жесткий, но исполнимый. Вам будут предложены три доклада, затем мы начнем вносить свои предложения и обсуждать эти доклады. Я хотел бы обратить ваше внимание на слово «предложения» — не вопросы, это не пресс-конференция, а предложения, — сразу предупредил о том, что можно, а что — не очень, ведущий встречи генеральный продюсер телеканала «Юрган» Геннадий Левицкий.

 

 
 
 

 

Затем на сцену вышел врио главы Коми Сергей Гапликов. Перед тем, как занять свое кресло, он рассказал, чего ожидает от собравшихся.

— Сегодня мы собрались в зале, чтобы обсудить перспективы развития Сыктывкара, которые будут встроены в программу возрождения республики. Наша задача сегодня обсудить планы достаточно конструктивно. Понятно, что не может быть определенного общественного в целом присутствия, но те, кто сегодня пришел, взяли на себя смелость и ответственность изложить свою позицию и, наверное, дать предложения от своих близких, знакомых, получить дополнительную информацию и эту информацию довести до тех, с кем вы контактируете в жизни и на работе, — сказал Гапликов. Зазвучали овации.

Врио оказался прав про невозможность в целом общественного присутствия: в зале сидели чиновники разного ранга, работники мэрии и различных ведомств. Практически в полном составе были республиканский кабинет министров и депутатский корпус Сыктывкара.

 

Андрей Самоделкин

 

С первым докладом, который по завершению предлагалось оценить публике, подняв красную или зеленую карточку, выступил мэр Сыктывкара Андрей Самоделкин. Он с восторгом сообщил, что столица республики — город с самой развитой в регионе инфраструктурой и сетью социальных учреждений, рассказал, какие предприятия составляют основу экономики Сыктывкара, добавил, что в городе отмечается рост населения, что муниципалитет обеспечен высококвалифицированными кадрами. Также рассказал Самоделкин о росте бюджета и количества рабочих мест, заботе администрации о малом бизнесе.

 

 
 
 

 

— Уверен, что развитие Сыктывкара неразрывно связано с развитием нашей республики. Верю, что Сыктывкар внесет весомый вклад в реализацию программы возрождения Коми. У нас живут и работают активные и патриотичные люди. Именно этот фактор — основа успешной реализации наших проектов, нашей стратегии развития и программы возрождения Республики Коми, — отрапортовал мэр.

После его выступления ведущий Левицкий уточнил: только что Самоделкин упомянул завод башенных кранов, который «настолько быстро приехал к нам и начал что-то производить», что его посетил сам врио — как раз перед слушаниями. Гапликов с удовольствием подтвердил факт визита. С завода башенных кранов обсуждение перешло к Кировскому парку.

— Некоторое время назад вы призвали тех, кто делает наш Кировский парк, совершить подвиг. В преддверии юбилея республики жители Сыктывкара должны были увидеть обновленный парк. Совершили ли? — волновался Левицкий.

— Чуть не смыло, правда, но проверку боем прошел. Сам парк устоял. Пользуясь случаем, хочу пригласить вас в парк, все, что обещали, мы выполнили, — успокоил его врио.

 

Немного о футболе 

Затем, как было предусмотрено регламентом, последовали предложения. К микрофону подошел молодой человек, представившийся предпринимателем Евгением.

— Ни для кого не секрет, что большинство сыктывкарцев занимаются малым и средним бизнесом, — удивил собравшихся бизнесмен Евгений и пожелал, чтобы господдержка бизнеса в Сыктывкаре не только продолжалась, но и увеличивалась.

Жительница поселка Седкыркещ предложила поставить понтонный мост, чтобы улучшить транспортную доступность поселка (река каждый год мелеет), и пожаловалась: сейчас очень много грибов и ягод, а городское население не может попасть за дарами природы.

Ответить взялся министр развития промышленности и транспорта Николай Герасимов, который возразил, что в Седкыркеще самая лучшая паромная переправа, вполне, по его мнению, обеспечивающая доступность поселка.

— Николай Николаевич, — прервал министра Гапликов. — Жители Седкыркеща хотят, чтобы все приезжали и пользовались дарами, которые у них есть.

— Если мост будет, то грибов не будет. Я за грибы! — нашелся Герасимов.

— Надо этот вариант проработать и в максимальном варианте удовлетворить, — настаивал врио.

— Мы будем стараться, — вздохнул министр.

Ведущий Левицкий немедленно вспомнил, что как раз недавно Гапликов посещал печорский судостроительный завод, где в перспективе могут производиться так необходимые Седкыркещу и другим поселкам понтонные мосты.

Выступила председатель дома по улице Советской в Сыктывкаре.

— Во-первых, я хочу поблагодарить за ту масштабную заботу об общественном пространстве Сыктывкара. Я таких масштабных перемен в Сыктывкаре еще не видела: по ремонту дорог, благоустройству парковой зоны, по переселению из аварийного жилья! Поклон вам большой! Спасибо! — сказала председатель, но затем попросила все-таки привести в порядок исторический центр города, прекратить хаотичную застройку, а заодно отремонтировать дворы и тротуары.

Представитель Коми научного центра заметила, что не увидела в докладе информации о строительстве жилья для детей-сирот. По ее словам, они по 20 лет не могут получить жилье.

— Жилье для детей-сирот — это вообще закон. Речь в данном случае о выполнении действующего законодательства. Благодарю всех, время вышло для предложений, — ответил ей Левицкий и предложил проголосовать: зеленой карточкой — в случае, если присутствующие поддерживают все сказанное, и красная — если нет.

— Все зеленые! Одна красная есть, — удивился он.

— Я бы хотел выяснить, почему красная. Почему красная карточка? Вы против чего? — почти обиженно спросил Гапликов.

— Это журналист Игорь Бобраков, — представил человека с красной карточкой Левицкий.

— Все эти предложения, конечно, замечательные, но по каждому из них у меня есть вопросы. Я не очень понимаю, почему нужно именно в Сыктывкаре строить завод башенных кранов, который будет производить 200 кранов, когда у нас в республике строительство ведется не очень активно, — начал Бобраков, но Гапликов его прервал:

— Я все понял, спасибо. Значит, вы не очень внимательно слушали, чем мы вот сейчас тут занимались и о чем говорили, значит, вы не совсем внимательно слушаете планы развития региона и не совсем хотите в них участвовать, прошу прощения.

— В принципе, зачем строить ЛПК, ведь мы не поглощаем такое количество бумаги, включая туалетную, — с радостной готовностью поддержал врио Левицкий.

 

 

«По всей стране ловят покемонов, будут созданы все условия, чтобы все было позитивно»

Собрание вновь пошло по намеченному плану. Директор компании «СевЛесПил» рассказал об успехах предприятия, налоговых отчислениях компании в бюджет и помощи городским властям. Его доклад удачно совпал с присутствием в зале министра экономического развития Коми Владимира Бармашова. Он отчитался о недавних успехах в разных отраслях народного хозяйства. Далее о развитии социальной инфраструктуры рассказал председатель Совета Сыктывкара Валерий Козлов. Его выступление свелось к тому, что в городе активно строятся учреждения образования, здравоохранения и спорта.

— Я знаю, Сергей Анатольевич, есть два объекта, к которым вы имеете непосредственное отношение. Это инфекционная больница, там уже найден инвестор, и второй, фактически мы называем его «орбитовский подвиг», — школа в Орбите [микрорайон Орбита в Сыктывкаре], которая должна быть построена к 30 декабря. Как сейчас там обстоят дела? — вернул разговор в нужное русло ведущий. Гапликов заверил, что процесс идет и обязательно будет завершен.

К микрофону вновь подошел журналист Бобраков с предложениями о развитии городской инфраструктуры.

— Можно предложение? Давайте без лирики, — попросил Гапликов.

— Я дам, дам, — ответил Бобраков, пытаясь закончить мысль.

— Нет, сейчас прямо давайте предложение, без лирики, уважайте тех, кто желает высказаться, — настаивал Гапликов.

— Я бы уже давно все сказал. Нужно было расширять парк, но там построили здание ФСБ, делать скверы, но ботанический сад отдали под застройку.

— Это минимум лет пять назад надо было вам задавать вопросы предыдущему руководству, а сегодня все, о чем вы говорите, нереализуемо. Здания стоят, в том числе здание ФСБ, о том, что они мешали расширению парка, я слышу впервые, но у коллег поинтересуюсь.

— Расширение дорог — тупиковый путь, будет больше пробок, — продолжил журналист.

— Уважаемый, у вас уже три вопроса, а люди стоят и еще не задали. В письменной форме изложите, пожалуйста, я очень вас прошу, — настоял руководитель региона.

— Тогда последнее предложение,— не сдавался Бобраков. — Как только появился новый мэр, через некоторое время перестали проходить брифинги.

— Мэр сегодня вышел сюда, озвучил планы и перспективы — более чем открыто, ни от кого не прятался, — парировал Гапликов.

— А задать вопросы возможности нет, — отметил журналист.

— Спасибо, уважаемый коллега, спасибо, — перебил Бобракова врио, окончательно отказав тому во внимании.

После вновь зазвучали предложения, которые врио обещал воплотить в жизнь, например, решить вопрос с амбулаториями в городе и увеличить количество зон с Wi-Fi.

— По всей стране ловят покемонов, будут созданы все условия, чтобы все было позитивно, — пообещал Гапликов.

В итоговом слове врио еще раз подчеркнул: для него важно, как будет развиваться город и республика, потому что он сыктывкарец, имеет в городе постоянную прописку.

— Жить надо в том месте, где господь сподобил, а президент доверил. Можно говорить, что везде кризисные явления, что все пропало, извините за выражение, клиент уехал — гипс сняли. Ничего подобного! Может, гипс и сняли, но клиент никуда не уехал, клиент остался.

В зале зазвучала рэп-композиция о Сыктывкаре и все стали расходиться.