5 июля во время своего визита в Чебоксары лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов ответил на вопросы корреспондента «7x7», касающиеся Республики Марий Эл. Известно, что региональная группа ПАРНАСа на выборах в Государственную думу включает в себя Чувашию, Марий Эл и Кировскую область, однако в списке представлены лишь кандидаты из Чувашии. Что касается Марий Эл, то до сих пор неизвестна судьба регионального отделения, о создании которого ведутся разговоры в течение как минимум двух последних лет.
— В Марий Эл практически не представлены непарламентские демократические партии или представлены номинально — они не выражают свою позицию публично и не ведут никакой деятельности. Что происходит с местным отделением ПАРНАСа в республике?
— Мы хотим, чтобы в Марий Эл был представлен ПАРНАС, но пока этого не получается. Для того, чтобы получить право, нужно просто зарегистрироваться, не говоря уже о том, чтобы собрать людей — не трех человек, а хотя бы 50. Марий Эл у нас в состоянии организации нашего отделения. Поэтому региональная группа базируется в Чувашии, где такое отделение действует. Думаю, что проблемы в этих двух поволжских республиках во многом сходны. Полагаю, что после выборов мы сможем возобновить партстроительство и начнем формировать региональное отделение и в Марий Эл.
— Какова роль региональных властей? Отмечаете ли вы какие-либо попытки противодействия в организации отделения ПАРНАСа в Марий Эл?
— Есть регионы, где власти достаточно жестко действуют. Они получают незаконные инструкции из Москвы и еще перебарщивают с их исполнением. Есть такие регионы. Это весь Северный Кавказ, в том числе Краснодарский край. Есть сложности в других местах. По поводу Марий Эл я не могу утверждать. Просто попытки регистрации отделения в республике были не очень настойчивые. Но думаю, что мы вернемся к этому вопросу.
— Какое представление о Марий Эл у вас сейчас?
— Я приезжал в республику один раз, когда был председателем правительства России. Посещал предприятия, которые очень важны для страны: оборонные и завод, созданный с участием иностранного капитала. Думаю, что Марий Эл остается важным промышленным регионом. Да, депрессивным. Да, средств не хватает, требуется помощь федерального центра. Но не может республика жить без собственного республиканского управления. А сегодня вертикаль власти практически разрушила возможность граждан через главу республики, парламент управлять регионом с учетом национальных особенностей. Восстановление федерализма для Марий Эл — это важнейший фактор. Так же, как и для Чувашии. Но у вас вообще, если говорить о руководителе региона, у власти — не «свои» [вероятно, политик имел в виду, что нынешний глава Марий Эл — не уроженец республики и не представитель титульной национальности]. Конечно, это неприемлемая, недопустимая вещь.