Деревня Верхняя Видлица в Олонецком районе Карелии впечатляет еще на подъезде — внушительных размеров постройки времен Советского Союза в полуразрушенном состоянии, покосившаяся табличка с названием деревни в разросшихся кустах.

 

 
 
 

 

— Раньше здесь был совхоз, большой был — миллионник. Только на одной звероферме трудилось десять бригад по десять человек. Не знали, как отпуск себе выпросить, времени на отдых не было совсем. А теперь в деревне ничего нет — только магазины да дом престарелых, — рассказывает Елена Пудикова.

 

Елена Пудикова

 

Когда-то Елена сама трудилась в совхозе. Но в начале 2000-х он развалился, а вместе с ним в Верхней Видлице пропали не только рабочие места, но и единственный водопровод. Из-за него мы и приехали в небольшую олонецкую деревню на встречу с местными жителями. Уже 14 лет они живут без чистой воды и не знают, кто сможет решить их проблему.

***

— Чтобы набрать воды, я обычно надеваю резиновые сапоги и захожу поглубже. В этом году дождей было много, а если б не было, то жижа одна осталась бы, — рассказывает местный житель Михаил Олькин, зачерпывая в пластиковое ведерко болотной воды. — Вот такой водой мы и моемся.

 

Михаил Олькин

 

Болотистый пруд — единственный водоем в шаговой доступности для этой части деревни. Река Видлица — в паре километров отсюда. В то, что в этой воде люди действительно стирают белье, моют посуду и моются сами, верится с трудом. Но альтернативы у них просто нет.

 

 
 
 

 

Чтобы не оставлять сомнений, Михаил приглашает на экскурсию в свою баню.

— Только утром наносил сюда воды. Летом моешься чаще, поэтому воды надо больше. Она везде абсолютно одинаковая — то же самое, что в пруду, — комментирует Михаил.

Местные жители — люди не без юмора, предлагают журналистам понюхать и попробовать болотной водички. Называют ее и чаем, и кока-колой — цвет идентичный, разве что водоросли и мох попадают.

— Надо наших чиновников напоить. Так ведь еще скажут, что целебная, санаторий построят, буду к нам приезжать грязевые ванны принимать, — смеются видлинцы.

В реальности же в деревне давно не до смеха. Попытки восстановить источник питьевой воды здесь предпринимают давно. Семь лет назад местный благотворитель бесплатно отдал трубы для колодца. Народ (а живет тут около ста человек, точную цифру никто не знает) скинулся на их транспортировку и установку. Но радовались появлению воды недолго. Она оказалась еще хуже болотной. По словам Елены Пудиковой, в ней слишком много железа и пользоваться такой водой люди не рискуют даже в технических целях.

С требованием обеспечить питьевым источником воды жителей деревни Верхняя Видлица Елена написала уже не одно обращение в разные инстанции — от местной администрации до приемной президента Путина. Результатов нет.

— Уже, наверное, единственная возможность осталась —обратиться в ЕСПЧ. А тут больше уже не знаю куда можно? Куда дальше? — рассказывает Елена Пудикова.

Один из последних ответов, который пришел Елене, был из администрации Олонецкого района. Там людям предложили привозить воду в машине за их же счет. При этом удивило видлинцев то, что в письме говорится об общем собрании жильцов с представителями администрации.

 

 

— Они с людьми не встречались! Мы сами собирались, составили обращение, подписали и отправили в Олонец. Никто к нам не приезжал, ни о чем не спрашивал, — рассказывают люди.

На предложение подвозить воду в деревню жители Верхней Видлицы реагируют по-разному: одни категорически против — боятся, что будет слишком дорого или график привоза будет неудобный, но есть и те, кто согласен уже на все, лишь бы была вода. А вот о других вариантах решения проблемы в администрации и вовсе говорят как о нереальных.

— Чтобы пробурить скважину, нужны финансовые средства, большие финансовые средства. 250 тысяч рублей только бурение воды стоит. Но нет гарантий, что мы сразу найдем хорошую качественную воду. А это риски. Кроме того, нужно подвести это все к домам, получить лицензию, это все стоит денежных средств. Это работа не одного года. В перспективе, возможно, когда-нибудь это будет. Но сейчас денег нет, — прокомментировал ситуацию глава администрации Олонецкого района Сергей Прокопьев. — Сейчас администрация решает вопрос с подвозом воды. Если люди готовы оплачивать, мы найдем транспортное средство под питьевую воду, чтобы можно было перевозить на нем воду для жителей Верхней Видлицы.

Но жители деревни не отчаиваются — говорят, что в этом году их спасает небесная канцелярия, дожди поливают огород, а заодно наполняют все бочки, тазики и даже миски видлинцев. Они стоят под каждым водостоком вокруг домов.

 

 

А вот за питьевой водой ходить приходится часто — в километре находится частный колодец. Те, кто помоложе, приезжают к нему на велосипеде или приходят пешком, для пенсионеров, пожилых или людей с инвалидностью воду набирают соседи или соцработники. И абсолютно без преувеличения все молятся на единственный источник питьевой воды.

 

 
 
 

 

— Хорошо, что нам здесь разрешают воду набирать. Был бы другой хозяин, поставил бы замок и деньги бы брал, а у нас другого варианта просто нет, — рассказывает Елена. — Мы этот колодец бережем. Тут недавно надо было починить трубу, так мы скинулись и отремонтировали. Страшно без воды совсем остаться.

**

 

Мы предложили местным жителям воспользоваться нашей машиной и привезти всем чистой воды из колодца. Но люди скромно разбредаются по домам — не хотят беспокоить журналистов своей проблемой.

Удивляет Верхняя Видлица. И уже вовсе не заброшенными строениями совхоза и покосившимися табличками. Только на пути в Петрозаводск понимаем, что деревня-то находится всего в нескольких километрах от самого большого озера Европы — Ладожского. А люди мучаются — моются в болоте и лишний раз чай не пьют — воду экономят.