Корреспондент «7x7» вместе с активистами движения «Стопнаркотик» в Кирове 5 августа отправился в рейд по закраске надписей, рекламирующих сайты, где продают психотропные вещества.
Как это начиналось
В России общественное движение «Стопнаркотик» появилось в 2012 году. Как пишут его создатели в соцсетях, их главная цель — законодательная победа над рекламой и продажей синтетических наркотиков в стране. Действовать они решили тремя способами: создавать и изменять законодательную базу, работать «в поле», то есть закрашивать рекламные надписи о продаже запрещенных веществ (и сообщать в Роскомнадзор о сайтах, которые их распространяют) и проводить профилактическую работу — общаться с подростками, рассказывать им о вреде наркотиков. По подсчетам лидеров движения, в нем участвуют 5 тысяч человек в 67 городах России.
В Кировской области «Стопнаркотик» появился в конце 2013 года. Председатель местного отделения, 19-летний Алексей Голубев рассказывает, что тогда в Кирове организовали семинар для 50 человек, на который приехали руководители российского движения.
— Спустя десять месяцев, в октябре 2014 года, как раз когда Киров на всю страну прозвучал как город, где было больше всего отравившихся синтетическими наркотиками, провели семинар уже на 250 человек. В этот момент было зарегистрировано региональное отделение, нам выдали обмундирование «Стопнаркотика», софинасировала администрация, она дает деньги на баллончики. И мы начали работать, — объясняет он.
Поначалу в движении участвовало больше 70 человек, но постепенно люди отсеивались: кто-то уехал учиться в другой город, кто-то не смог совмещать учебу и работу, кому-то просто перестало быть это интересным. Сейчас в области официально в ряды «Стопнаркотика» записано 54 человека, но постоянно работают, понятное дело, не все. В основном это молодежь около 20 лет, но есть и «состоявшиеся люди». По словам Алексея Голубева, систематически активисты что-то делают в шести районах области. Причем в Кирове действуют три направления (закраска надписей, блокировка сайтов и профилактика), в муниципалитетах же — в основном только блокировка, потому что на стенах там пишут мало, «так как все друг друга знают, и будет очень заметно, кто написал».
Как это происходит
С закраской надписей все просто — активисты движения собирают информацию о том, где появились надписи, потом берут баллончики и идут на место, часа на полтора-два. Периодичность рейдов — один раз в две недели, иногда чаще, в зависимости от того, насколько были активны распространители наркотиков. Данные им поступают из разных источников, но в основном от местного управления ФСКН и администрации города. Жители города и районов в этом смысле меньше вовлечены в процесс, они, по мнению Алексея, надеются на свои управляющие компании и ТСЖ или просто проходят мимо.
Надписи — это адреса сайтов, где можно приобрести наркотики. Они могут появиться где угодно: на стенах зданий на центральных улицах, на гаражах в спальных районах, на трансформаторных будках у школ, больниц или детских садов. Их может быть две-три штуки, а могут быть десятки на очень небольшой территории. Например, на юго-западе Кирова есть дом, на котором на каждой панели написан адрес сайта. Недалеко находится гаражный комплекс, где ссылки нарисованы буквально через шаг — горизонтально, вертикально, по диагонали. Дело в том, что пишущим их людям платят за количество, поэтому им выгодно уехать в отдаленный район и исписать как можно большее количество мест, не рискуя привлечь внимание прохожих или полиции.
Кроме того, большинство надписей сделано с помощью трафаретов — так быстрее. В «Стопнаркотике» считают, что это говорит о том, что ситуация с неконтролируемым распространением информации о наркотиках усугубляется.
Волонтеры закрашивают надписи не полностью. Во-первых, потому что достаточно просто сделать адрес сайта не читаемым, во-вторых, чтобы сэкономить краску в баллончиках. Если надписи появляются на центральных улицах и знаковых зданиях, то для них даже подбирают цвет краски, чтобы не портить облик города.
— У нас есть разрешение от полиции Кирова на закраску и удостоверения, так что наша работа не является вандализмом, — уточнил Алексей.
При этом прокуратура запретила участникам движения «модернизировать» рекламу наркотиков, то есть зарисовывать ее солнышками, цветочками или как-то еще, — это, по мнению ведомства, все-таки вандализм.
Блокировкой активисты напрямую не занимаются, они просто ищут в интернете сайты или сообщества в соцсетях, распостраняющие или пропагандирующие наркотики, и передают эти данные в Роскомнадзор, а тот уже блокирует их.
Профилактикой «стопнаркотиковцы» занимаются с помощью игры. Вместе с администрацией они организуют игру «Непропавшие» в школах города. Также они читают лекции и проводят беседы с подростками. Законодательные инициативы в Кировской области пока не выдвигаются, это в основном делается в Москве. Там хотят ужесточить наказание за размещение надписей — пока что это подпадает только под статью о вандализме, и «рекламщики» обычно платят за это штраф в 500 рублей или попадают под арест на 15 суток.
Зачем это нужно
Мотивация у активистов, как выяснилось, разная. Кто-то лично столкнулся с проблемой наркомании, кто-то просто считает это важным для общества.
Алексей заинтересовался этим после того, как его друг увидел рекламу наркотиков, подумал, что после однократного приема ничего страшного не произойдет, но «подсел». Теперь он находится на принудительном лечении и, по словам Голубева, пострадал «как ментально, так и телесно».
— Мы хотим, чтобы город был здоровым. Я думаю, это помогает. Чем меньше людей видит эту рекламу, тем меньше вероятность того, что люди начнут заходить на эти сайты, даже ради интереса, — объяснила Виктория Скоморохова.
Участники проекта считают свою работу успешной. По словам Алексея Голубева, в 2016 году они закрасили 680 надписей, что в четыре раза больше, чем за весь прошлый. В среднем за один рейд закрашивается около 112 надписей, подсчитали активисты (что конечно же, является средней температурой по больнице, так как в один поход можно закрасить 200 надписей, в другой — меньше 100).
— В прошлый раз у нас был рекорд — 214 надписей за три часа, это даже на российском уровне является рекордом, — заметил Голубев.
Для того, чтобы рассказать, где находятся надписи, рекламирующие наркотики или места, где их можно купить, нужно написать в группу движения «Стопнаркотик» в Кирове.