Утром 20 июля известный российский журналист Павел Шеремет, работавший в Киеве, погиб при взрыве автомобиля. Как сообщил РБК, в 7:45 по местному времени машина, за рулем которой находился Шеремет, взорвалась на углу улицы Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в Киеве. Журналист, направлявшийся на утренний эфир радио «Вести», успел отъехать от дома лишь на несколько метров. Причиной трагедии полиция назвала сработавшее взрывное устройство.
В ноябре 2014 года Павел Шеремет совместно с телеведущей Светланой Сорокиной принимал участие в семинаре Школы гражданских лидеров в Костроме на тему «Современные СМИ: демократический механизм или инструмент манипуляции?». Мы выбрали несколько тезисов из его выступления.
Опираясь на свое видение ситуации «изнутри», на этом семинаре Павел Шеремет рассказал о взаимоотношениях СМИ, власти и общества на постсоветском пространстве. В частности, он отметил, что в Беларуси установилась «абсолютная диктатура» президента Александра Лукашенко.
Анализируя российско-украинский конфликт, он охарактеризовал его как «войну» против братского народа и описал историю возникновения Майдана. Особое внимание в своем выступлении он уделил методам государственной пропаганды и «информационной войны», связанной с освещением конфликта в официальных СМИ. Шеремет рассказал о «костяке» так называемой «империи Януковича» и судьбе входящих в нее «золотых мальчиков», медиа-олигархов и прочих богатейших людей Украины, сумевших нажить огромные состояния за четыре года президентства Януковича.
— Все эти люди сейчас скрываются на территории Российской Федерации, — сообщил журналист.
По его мнению, до ноября 2013 года на Украине было лишь четыре независимых СМИ.
— Все остальное было абсолютно подконтрольно Виктору Януковичу и украинским властям. Пространство было практически зачищено, — отметил он, рассказав, что после декабря 2013 года на Украине создалась огромная медиаимперия «псевдонезависимых» СМИ, принадлежность которых «держалась в тайне».
— Эти медиа должны были собрать гигантскую аудиторию, а потом в час «Ч» поменять ориентацию и вещать в том виде, в котором вещают, — пояснил он.
Он также рассказал, что, по его сведениям, существовали пиар-договоры между предыдущим украинским президентом и государственными российскими СМИ, которые должны были «особым образом» освещать происходящие в стране события, поддерживая «светлый образ» главы государства.
— Даже информагентства, которые раньше не были замечены в пиар-кампаниях так активно, как газеты, они включились в жесткую антиукраинскую кампанию. Это государственные медийные компании, это компании, связанные с российской властью, это государственные агентства, министерства и ведомства, журналисты и блогеры, это отдельные боты и анонимные солдаты информационной войны.
Он подчеркнул, что особенность информационной войны заключалась в том, что в разгар событий на Майдане «слухи, дезинформация и домыслы», распространяемые «заранее подготовленными» российскими медиа, затем дублировались пропрезидентскими украинскими СМИ.
— Идеологемы были общими и одинаковыми. Майдан представлялся сборищем наркоманов и вандалов. Для российских журналистов была опубликована инструкция о том, как освещать Майдан. Затем риторика изменилась. Нас начали убеждать, что власть захватили фашисты, что они убивают русских и что в Украине хаос, — рассказал он.
Майдан представлялся сборищем наркоманов и вандалов. Для российских журналистов была опубликована инструкция о том, как освещать Майдан
Речь шла и о «героях» лживых репортажей в СМИ, которые в одно время представлялись «жертвами бандеровцев», а в другое — «матерями солдат», а затем выяснялось, что никаких сыновей у них нет:
— Фейковых новостей стало столько, что с ними в определенный момент стало невозможно разобраться. Самая знаменитая — о «распятом мальчике» в Славянске.
В разгар выступления эксперта у него перестал работать микрофон, и он с юмором отметил, что «товарищ полковник устал слушать».
По данным СМИ, накануне трагедии в Киеве Павел Шеремет и его семья отмечали, что за ними ведется слежка.
Павел Шеремет родился 28 ноября 1971 года в Минске. Был собственным корреспондентом российского телеканала «ОРТ» в Белоруссии. Летом 1997 года его арестовали за незаконное пересечение границы и незаконную журналистскую деятельность, он три месяца провел в тюрьме, а затем был осужден условно. Затем он работал в московской редакции «ОРТ», снимал документальные фильмы. В течение последних пяти лет жил в Киеве, вел блог в издании «Украинская правда» и программу на радио «Вести». Кроме этого, он участвовал в просветительских семинарах Комитета гражданских инициатив.