Усинск — небольшой город на севере Коми, его называют нефтяной столицей региона. Здесь на Усинском, Возейском и Харьягинском месторождениях работают сразу несколько добывающих компаний. Их работа сопряжена с многочисленными нефтеразливами, которые зачастую происходят из-за старых трубопроводов. Компании не так быстро меняют старые трубы на новые, так как на это требуется очень много денег. После катастрофического разлива 1994 года, который попал в книгу рекордов Гиннеса, и многочисленных инцидентов на реке Колва, как, например, в 2013 году, к Усинску приковано пристальное внимание сотрудников «Гринпис России». В последние годы они каждое лето проверяют месторождения и фиксируют нарушения.
6–8 июля на север Коми приехали блогеры и журналисты из разных регионов России, чтобы увидеть ситуацию своими глазами и задать вопросы нефтяникам. Поездка была организована при информационной поддержке «7x7». После блог-тура корреспондент интернет-издания пообщался с представителями «Гринпис России» и «Лукойл-Коми». Они по-разному оценили экологическую политику добывающей компании, но сошлись в одном: за последнее время наметились положительные тенденции в рекультивации загрязненных земель.
Хронология событий
Август 2014 года
В августе 2014 года «Гринпис России» организовал двухнедельный лагерь «Нефтяной патруль» в Коми. В Усинск приехали более 40 российских и иностранных волонтеров, которые обследовали места аварий и убирали нефть. За две недели активисты общественной организации обнаружили 205 нефтеразливов. Все сведения о них, в том числе координаты и фотографии, сотрудники «Гринпис России» передали в Министерство природных ресурсов Коми и надзорные органы и попросили привлечь к ответственности виновных. Однако специалисты регионального Росприроднадзора отказались принять доказательства по 34 точкам.
Июль 2015 года
В июле 2015 года «Гринпис России» организовал в Усинске обучающий семинар для волонтеров, активистов и местных жителей, на котором они учились работать с картографическими сервисами, находить нефтеразливы, фиксировать нарушения, писать жалобы в контролирующие органы. Участники семинара проверили девять нефтеразливов из ранее обнаруженных. Оказалось, что ни одно из них так и не было убрано. После этого руководитель программы исследований «Гринпис России» Василий Яблоков написал еще одно обращение в контролирующие органы с просьбой произвести рекультивацию земель.
Сентябрь 2015 года
В сентябре 2015 года Василия Яблокова пригласили на комиссию по приемке девяти рекультивируемых участков, на которых еще три месяца назад были нефтеразливы. Ко всем участкам у сотрудника «Гринпис России» были претензии, которые были зафиксированы в особом мнении. На некоторых точках было небольшое остаточное загрязнение, на некоторых еще предстояла работа по восстановлению плодородного слоя и доочистки от нефти.
«Эти девять точек стали называться „точками Гринпис“, причем это было их официальное название. На всех точках была проведена работа по очистке нефтяного загрязнения, некоторые точки были сданы комиссии. При том, что были некоторые замечания в ходе приемки, сданные точки разительно отличались от того, что мы видели в ходе семинарских полевых выездов всего три месяца назад. Мы приятно удивились быстрой реакции нефтяников и надзорных ведомств, это был пример, как это должно работать», — отметил Василий Яблоков.
Июль 2016 года
В июле 2016 года при информационной поддержке интернет-журнала «7x7» в Усинск приехали блогеры, журналисты и экологи. В течение двух дней они обследовали места нефтеразливов и общались с местными жителями, которые живут вдоль одной из самых загрязненных рек в Коми — Колвы. Участники блог-тура побывали на местах аварий из числа тех, что были обнаружены в 2014 году. Как выяснилось, уборку так никто и не сделал.
Один из участников поездки, член старейшей и самой крупной в Коми экологической общественной организации «Комитет спасения Печоры» Иван Иванов сфотографировал бочки с нефтью, которые оставлены в лесотундре. Такой же снимок и с того же ракурса был сделан и в 2014 году. Бочки и ныне там.
Интернет-журнал попросил прокомментировать итоги блог-тура и экологическую политику нефтяных компаний сотрудника «Гринпис России» Василия Яблокова и заместителя генерального директора по связям с общественностью «Лукойл-Коми» Сергея Макарова.
«Придется писать еще одно обращение»
Как рассказал Василий Яблоков, несмотря на то, что во время блог-тура 6–8 июля его участники вновь зафиксировали множество нефтеразливов, в целом ситуация в этом вопросе значительно улучшилась по сравнению с тем, что было несколько лет назад.
— Раньше было больше нефти. Три года назад месторождение было совсем убитым. Сейчас стало визуально чище. По некоторым точкам, что мы указывали год назад, они сделали качественную рекультивацию, — отметил сотрудник «Гринпис России».
Вместе с тем участники поездки вновь убедились в том, что прилагаемых нефтяными компаниями усилий недостаточно. Журналисты и блогеры увидели котлованы, заполненные нефтью, мертвых птиц, остаточные загрязнения в болоте, следы нефти на деревьях там, где якобы была «рекультивация». Все это нарушает многие нормы российского законодательства.
— В этом году мы ездили по другим точкам [не тем, что в 2015 году]. И там практически ничего не поменялось. В этом году будем писать еще одно обращение. Они [нефтяные компании], видимо, как-то порциями реагируют. Мы хотим верить, что пример 2015 года, когда на девяти точках была проведена работа, не был банальной показухой, что это пример того, как можно системно бороться с проблемой нефтезагрязнений. Сообщили — убрали — отчитались, параллельно меняя ржавые, дырявые трубы, — отметил представитель «Гринпис России».
Участники блог-тура обнаружили новую аварию недалеко от того места, где «нефтяной патруль» в 2014 году убирал нефть.
— Он произошел где-то зимой или весной. Лес там погиб, — сказал Василий Яблоков.
«Если есть вопросы по конкретным точкам, давайте координаты»
По словам заместителя генерального директора по связям с общественностью «Лукойл-Коми» Сергея Макарова, динамика уборки старых нефтеразливов под Усинском положительная. Из 113 известных компании нефтяных шламонакопителей (амбаров) убрано 50.
— У нас есть план — сделать так, чтобы через год или два старых разливов не осталось. Сейчас ведется работа по замене трубопроводов. За последние два года у нас вдвое увеличился темп замены труб. Это наследство старое, и это накладывает свой отпечаток. Но у нас есть уверенность, что старое наследство будет убрано, — сказал Сергей Макаров.
Представитель «Лукойл-Коми» при этом не согласился с количеством найденных в 2014 нарушений. По его мнению, их не 205, а примерно на треть меньше.
— Наши экологи не подтвердили часть тех точек, которые передали сотрудники Гринпис. Они что, все эти точки [205] прошли? Примерно одна треть не соответствовала. Гринпис заявлял, что там нефть, а там мох. Значит, там неправильные координаты. Но если есть вопросы по конкретным точкам, давайте координаты. Мы сверим с нашей информацией. Яблоков, насколько я понял, намерен эти координаты дать, — отметил представитель «Лукойл-Коми».
Видео, снятое и смонтированное во время учебного семинара «Гринпис России» в июле 2015 года
Гринпис обеспокоен ситуацией не только в Усинске. Проблема нефтеразливов традиционна для всех нефтедобывающих регионов.