Корреспонденты «7x7» собрали все «успокаивающие» заявления властей и вспомнили, какие проекты в Кировской области были «завязаны» на Никите Белых. Общественники размышляют о том, что произойдет с городской средой, местными инициативами и моногородами.
Губернатора Никиту Белых задержали по подозрению в получении взятки 24 июня, на следующий день его арестовали. Официальных заявлений от правительства области по этому поводу не было. Только 27 июня пресс-центр выпустил релиз, в котором говорилось, что кабинет министров работает в штатном режиме. После этого подобные сообщения стали появляться чаще, и основной их мыслью было то, что арест губернатора не повлиял на стабильность региона (про арест в релизах не было ни слова).
Первые заявления
В сообщении, выпущенном пресс-центром правительства 27 июня, говорилось о двух важных вещах: исполнять обязанности руководителя региона будет зампредседателя правительства Алексей Кузнецов, все проекты и государственные программы, запланированные ранее, будут продолжены. В заявлении всячески подчеркивалось, что ситуация контролируется: «Все руководители ... находятся на рабочих местах и осуществляют свои обязанности», «регион, как и прежде, в полном объеме ... будет исполнять все государственные обязательства и полномочия во всех без исключения сферах», «[Алексей Кузнецов] обладает исчерпывающим объемом полномочий».
В тот же день Алексей Кузнецов сделал заявление для прессы, которое по сути повторяло выпущенный ранее релиз. На брифинге он дважды сказал, что правительство работает в штатном режиме. Приоритетами Кузнецов назвал подготовку к сентябрьским выборам, непрерывность бюджетного процесса и решение проблем, обозначенных населением. Исполняющий обязанности губернатора снова подчеркнул, что контакты и взаимопонимание между всеми ветвями власти налажены. Отвечать на вопросы журналистов он не стал, отказавшись комментировать дело против Никиты Белых.
«Решение первоочередных задач, направленных на обеспечение непрерывности жизнедеятельности Кировской области» обсуждалось 28 июня на совещании с муниципалитетами. Кузнецов напомнил о персональной ответственности и о «необходимости думать о текущей ситуации, работать слаженно и сообща».
Во всех сообщениях правительства ни разу не упоминалась причина, по которой в работе органов власти теоретически могли возникнуть сбои.
Перераспределение обязанностей
29 июня пресс-центр распространил сообщение, что между заместителями председателя правительства перераспределены обязанности. Министры получили дополнительные сферы для кураторства, Алексей Кузнецов переключился на общую координацию действий. При этом 1 июля два министра — здравоохранения и промышленности и энергетики — покинули свои посты. Анна Пересторонина и Алексей Журавлев, уточняется в релизе, ушли по собственному желанию. В этих сообщениях никаких уточнений о стабильности работы правительства не было.
Об отопительном сезоне, бюджете и местных инициативах
В большинстве последующих сообщений была более подробная информация о деятельности правительства, однако рефрен об общей стабильности из них не исчезал. Например, исполняющий обязанности губернатора провел совещание по подготовке к отопительному сезону, где сказал, что этот вопрос держится на постоянном контроле, но требуется усиленная реакция на проблемные вопросы. «А. Кузнецов еще раз обратил внимание на то, что в текущей ситуации у правительства области есть весь объем необходимых полномочий для реализации поставленных задач. В том числе — обеспечения непрерывности бюджетных процессов, а также выполнения социальных обязательств. Мы полностью подготовлены и обеспечены для выполнения социальных обязательств до конца текущего года», — говорилось в релизе.
На заседании по бюджету Кузнецов и другие участники рассуждали о том, что нужно увеличить поступление налогов, снизить недоимки и легализовать выплаты зарплат. Исполняющий обязанности опять напомнил про непрерывность бюджетного процесса. «Всем руководителям необходимо понимать, что долговую нагрузку на бюджет увеличивать некуда, а зарплату гражданам платить нужно. Недовыполнение плана по доходам в бюджет — это сигнал о том, что система работы дает сбой. Понять, в чем этот сбой, и приложить все силы к тому, чтобы исправить положение, это главная задача руководителей, своего рода их бизнес-план», — сказал он.
Также пресс-центр правительства сообщил, что проект по поддержке местных инициатив (ППМИ) продолжится в 2017 году.
О федеральных проектах
Пожалуй, самым «успокаивающим» был последний релиз правительства, опубликованный 4 июля. В нем резюмировалась вся работа правительства со времени задержания Никиты Белых (без упоминания о нем). В частности, подчеркивалось, что назначение Кузнецова в качестве и.о. губернатора было поддержано единогласно, что совещание с муниципалами было проведено «уже на следующий день», что при распределении обязанностей самые важные из них взял на себя сам Кузнецов, который «системно контактирует с мэром Кирова Владимиром Быковым и главой кировской администрации Александром Перескоковым».
Отдельно подчеркивалось, что федеральные проекты с участием Кировской области продолжаются без задержек, все финансовые аспекты урегулированы: регион получил деньги на строительство школы в микрорайоне Зиновы и на развитие предпринимательства. Сейчас идет оформление документов на финансирование региональной программы по развитию моногородов.
— У нас нет никаких опасений по поводу того, что какие-либо федеральные программы с участием Кировской области могут быть приостановлены либо заморожены, — цитирует пресс-центр Кузнецова.
Он заявил, что высший исполнительный орган власти работает без выходных, в плановом режиме, и пообещал еженедельно проводить брифинги для СМИ, на которых будет отчитываться о работе правительства.
Что было «завязано» на губернаторе
Проекты, которые инициировал губернатор, сейчас оказались в зоне риска. Вскоре после своего назначения Никита Белых распорядился создать Фонд поддержки инициатив губернатора Кировской области. С помощью фонда он поддерживал мероприятия, деньги на которые по тем или иным причинам не могут быть выделены из бюджета. В губернаторских инициативах участвовали и местные бизнесмены: они жертвовали на восстановление храмов и парков, установку новых памятников. Деньги из фонда шли на помощь детям, ветеранам, инвалидам, издание книг, проведение городских конкурсов, установку парковок для велосипедов. О результатах работы фонда Белых писал еще в своем Живом журнале. Недавно гражданский активист Анатолий Курбатов сообщил в блоге, что Белых спонсировал проведение освещения вдоль аллеи в парке Дворца пионеров.
Федеральный фонд развития моногородов работает с Кировской областью с 2010 года. В мае 2016 года в городе запущено агентство по развитию моногородов. Главная его цель — создать «благоприятный инвестиционный климат», то есть привлечь инвестиции в экономику региона. Это агентство призвано было заниматься налаживанием диалога инвесторов с финансово-кредитными организациями, институтами развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
С одной стороны, соглашение о финансировании Белой Холуницы и Лузы уже подписаны губернатором. Однако многое в таких вопросах может быть построено на личных коммуникациях, на умении договориться. Гражданский активист из Белой Холуницы Оксана Савельева сообщила корреспонденту «7x7», что правительство и лично Никита Белых «не упускали из виду эту программу», несмотря на то, что команда фонда развития моногородов часто посещала их город. И теперь все же есть опасения:
— Написание проектов, выбор стратегии действий все-таки определяются нашей местной командой, которая и несет за проект модернизации моногорода ответственность, — прокомментировала Савельева, — С другой стороны, я привыкла, что в России «все зависит от всего», и невозможно предугадать, нажатие какой «кнопки» что активирует. Но считаю, что если в связи с арестом Белых программе развития Белой Холуницы будет нанесен урон, это будет несправедливо в первую очередь ко всем, кто приложил усилия, чтобы программа эта состоялась: руководству города и района, нашим предпринимателям, которые включились в процесс. И к жителям, которые уже заждались инфраструктурных перемен.
Проект по поддержке местных инициатив (ППМИ) в Кировской области был запущен в 2010 году по личной инициативе Никиты Белых. В 2015 году прошло 600 собраний в разных районах области, на конкурс было подано более 500 заявок, авторы половины из них стали победителями. В основном жители хотят решить проблемы благоустройства парков, детских площадок, восстановить памятники, дома культуры, отремонтировать дороги и водопроводы. По словам руководителя проектного офиса ППМИ в регионе Михаила Шевелёва, Кировскую область можно назвать флагманом партиципаторного (народного) бюджетирования. Он считает, что работа проекта выстроена и не зависит от губернатора. Однако нюансы есть.
— Вопрос сейчас в финансовой части: какая сумма будет выделена на реализацию проекта в этом году. Есть небольшая неопределенность, потому что губернатор выступал гарантом проекта. Хотя это процесс бюджетный: за средства голосуют депутаты, поэтому многое будет зависеть от нового созыва Заксобрания. В любом случае ППМИ выгодно всем: муниципалитеты получают деньги, депутаты — возможность реально помочь своим избирателям, правительство — бонус в виде состояния гражданского общества. И из бюджета в 40 млрд рублей не выделить 200–300 млн на этот проект — будет абсурдно.
Некоторые общественники убеждены, что жизнь кировского гражданского общества вскоре сойдет на «нет». Директор некоммерческой организации «Центр гражданских инициатив» Денис Шадрин заметил, что после ареста Белых ни один проект из Кировской области не победил в конкурсе президентских грантов.
— В том числе не победили проекты различной направленности из Кировской области, всего из нашего региона участвовало в конкурсе около 30 проектов, — сообщил Шадрин корреспонденту «7x7». — Такие «санкции» могут продлиться до назначения президентом исполняющего обязанности губернатора Кировской области, но когда такое назначение состоится — непонятно.
26 июня 2016 года, спустя два дня после ареста Никиты Белых, три кировские НКО получили президентские гранты в общей сумме на 6,5 млн рублей.
Общественник Николай Пихтин тоже считает, что активность пойдет на спад.
— Белых поддерживал институты гражданского общества, участвовал в их работе, поддерживал некоторые НКО через фонд губернатора, — отметил Пихтин.
В обратном убежден депутат Заксобрания Дмитрий Русских. По его мнению, Белых в последние два-три года совсем не был заинтересован в развитии гражданского общества, и сейчас в общественной жизни ничего не поменяется.
Специалист по благотворительным акциям общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Ольга Шебеко больше всего опасается «застоя» и отсутствия политической воли со стороны нового руководства региона:
— Белых поддерживал инклюзивное образование, со всех трибун произносил это, — рассказала Шебеко. — Другой вопрос, насколько в его силах было повлиять на программу «Доступная среда», она была с огромными минусами, но так или иначе она существовала. Сейчас в области ситуация непонятная и неопределенная, если вдруг к нам придет человек очень далекий от этой темы, ему придется заново все объяснять. Некоторые процессы могут замедлиться, на все нужна политическая воля: если первое лицо говорит, что нам нужно инклюзивное образование и развитие доступной среды, то есть движение. Но пока проявить политическую волю некому, эти вещи будут отложены на неопределенный срок.
По словам общественницы, организации пришлось отложить запуск масштабного городского просветительского проекта по причине неустойчивой ситуации в области. Более того, Шебеко хотела обратиться к губернатору и попросить предоставить новое большое помещение центру для детей с особенностями развития, так как сейчас места ребятам уже не хватает.
Ремонт исторических зданий Никита Белых взял под личный контроль. В мае 2016 года на круглом столе по контролю за ремонтом дорог губернатор сообщил, что помощь общественников понадобится и в выборе исторических зданий для ремонта фасадов. Он сказал, что обливаясь слезами и ползая на коленях, просил предпринимателей помочь в сохранении и ремонте исторических фасадов нашего центра. Так что на это лето запланирован масштабный ремонт фасадов из внебюджетных денег. Более того, в июне Белых в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове заявил, что за неухоженный вид исторических зданий будут штрафовать.
По мнению историка, члена региональной Общественной палаты Антона Касанова теперь есть вероятность, что процесс по реставрации может идти куда медленнее:
— Сейчас мы видим, что ряд объектов истории и культуры, их фасадные части отреставрированы, — поделился наблюдениями с корреспондентом «7x7» Касанов. — Например, вижу, что прямо сейчас идет покраска фасада дома купца Силина [Спасская, 21]. Однако полагаю, риски того, что процесс затормозится, есть.
Редактор тематического вещания «Эхо Москвы» в Кирове, автор социальных проектов Светлана Удельная считает, что теперь работу по реставрации завершить не удастся. Удельная сомневается и в возможности проведения благотворительного проекта «Верю в тебя» и ежегодной социальной акции «Велотур: Вятка-Киров». В прошлом году при содействии Белых по городу удалось установить две тысячи велопарковок.
— Я верю, что получится продолжать. Но Никита Юрьевич очень помогал, как будет дальше, пока не знаю. У нас есть и более крупные спортивные проекты, начатые вместе с ним, — прокомментировала она.
В целом, по мнению депутата Дмитрия Русских, глобальных изменений в худшую сторону в жизни региона не произойдет.
— То, что утверждено и подписано, заверено печатями — будет выполнено. Изменения могут произойти только у предприятий и крупных компаний, которые получают льготные ставки по налогам на прибыль и имущество. Но при нашем бюджете льготы нужно давать очень внимательно, нужно разобраться с системой льгот и преференций и не обеспечивать ими тех, кто хочет жить на халяву. Надеюсь, с такими будет покончено. Хорошие инвесторы в регионе останутся, куда они убегут, если здесь уже все налажено? В общем, у нас есть машина, которая едет и развивается.
Гражданский активист Виталий Брамм убежден, что вопрос развития области будет зависеть исключительно от личности нового врио и от того, как он сможет выстроить коммуникации с партнерами, с федеральным центром и с бизнесом.