Активистка Софья Шиманская 2 июля на баркемпе рассказала о том, как в настоящее время обстоят дела с процедурой аборта в России, почему выводить ее из системы обязательного медицинского страхования — ошибочно и что может сделать государство для того, чтобы женщины захотели рожать детей.
— Тема ограничения абортов поднимается в России достаточно давно. После довольно нейтрального отношения к прерыванию беременности в позднем СССР и нулевых, сейчас идет планомерный курс на повышение рождаемости. Повсеместное насаждение семейных ценностей, «духовных скреп» и религии каждый год приводит к появлению нескольких законодательных инициатив по ограничению доступа к абортам. Повышения рождаемости предполагается достигать пропагандистскими методами и навязыванием, тогда как социальная защищенность молодых родителей все еще находится на крайне низком уровне, а большая часть населения живет в бедственном положении. Логика «дал бог зайку — даст и лужайку» приводит к росту числа многодетных семей за чертой бедности, в которых дети не получают ни надлежащего ухода, ни образования. В 2016 году ООН признала отказ в проведении аборта нарушением прав человека.
О законе
Закон, регулирующий прерывание беременности, в России в последние годы менялся. Была изменена форма добровольного информированного согласия на проведение процедуры. В частности, были внесены пункты о консультации с психологом и прослушивании сердцебиения плода: пока эти меры носят рекомендательный характер, но законопроект предлагает установить УЗИ и прослушивание сердцебиения как обязательную процедуру.
Социальные показания для прерывания беременности были ограничены в 2012 году. Тогда показанием стала лишь беременность в результате изнасилования, остальные варианты были исключены: например, решение суда о лишении или об ограничении родительских прав, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности у мужа или его смерть.
Законопроект, предлагающий вывести аборты из ОМС, в этом году принят не был, и, предположительно, с некоторыми изменениями будет рассматриваться в следующем году.
Вообще, инициатив и законопроектов, абсурдных и не очень, по частичному или полному запрету абортов за последние годы предлагалось очень много. Большая часть из них не имела даже шанса на одобрение. Например, в 2015 году было предложено вывести из формы информированного согласия на проведение аборта сведения о том, что эту процедуру можно провести бесплатно. Впрочем, законопроект еще не рассматривался Госдумой, поэтому все возможно.
О статистике
Стоит заметить, что число абортов за последние годы снизилось. Доступность как минимум в интернете информации о средствах контрацепции и их распространенность растет. Минздрав сообщает, что число абортов по желанию женщины в России снизилось на 13% (примерно на 65 тысяч) за 2015 год и на 39,2% (288 тысяч) с 2011 по 2015 год.
При этом в 2014–2015 годах в России начала расти смертность, снизилась рождаемость, и, как следствие, увеличился отрицательный естественный прирост населения, который не компенсировался даже миграционными процессами. Сокращение числа абортов не привело к повышению рождаемости — люди все еще не хотят рожать в этой стране.
Об аргументах за и против
Среди аргументов в пользу ограничения абортов вплоть до полного их запрета, помимо сугубо религиозных доводов, чаще всего можно услышать две основные позиции.
Первое — это апелляция к древнему вопросу о том, какими правами обладает эмбрион в утробе, по этому поводу есть неувязки. По российскому закону моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери. При этом живорождением считается рождение ребенка весом более 1 000 граммов после 28 недели, тогда как жизнеспособными оказываются дети, появившиеся с 22 по 28 неделю. Согласно большинству монотеистических религий, эмбрион в утробе наделен душой и является человеком с момента зачатия. Так или иначе, в большинстве случаев занимается средняя позиция, и право на аборт сохраняется до 12 недели — до формирования у эмбриона центральной нервной системы и органов восприятия.
Второе — это активное позиционирование огромного вреда аборта для организма женщины. Процедура аборта представляется угнетающе жестокой, а возможные его последствия позиционируются как неизбежные. Исследования показывают, что для молодых девушек аборт во многих случаях оказывается безопаснее родов для сохранения репродуктивного здоровья. Активно эксплуатируется термин «постабортный синдром», при этом происходит подмена понятий: постабортный синдром — это по факту та же постродовая депрессия, вызываемая резким падением уровня прогестерона при прекращении беременности. Пугая последствиями аборта, женщин вынуждают оставлять нежеланных детей.
Разумеется, не идет речь о том, что аборт — абсолютно безвредная процедура. Любое гормональное или хирургическое вмешательство в деятельность организма — потенциально опасная или как минимум стрессовая ситуация. Но вынашивание ребенка и роды — это тяжелый процесс, который требует психологической и медицинской подготовки, осознанного подхода и готовности к этому решению.
О перспективах
Экономическая ситуация в стране, которая явно не демонстрирует положительную динамику, в общем и в целом располагает к тому, что закон о выводе абортов из системы ОМС в следующем году может быть принят. На проведение операций по прерыванию беременности в среднем уходит около 5 миллиардов рублей в год, и лишь малая часть из них относятся к абортам по медицинским и социальным показаниям. Сейчас эта статья медицинских расходов — одна из наиболее дискуссионных и уязвимых.
Чем чревато выведение абортов из системы ОМС?
Необходимо помнить, что значительная часть женщин, пользующихся услугами бесплатных абортов, — это малоимущие слои населения, для которых платная основа прерывания беременности, по сути, приравнивается к полной ее недоступности. Даже сейчас бесплатный аборт — это практически всегда хирургическое вмешательство. Медикаментозный аборт и другие более безопасные для здоровья методы будут стоить больше 4 тысяч рублей, что является достаточно ощутимой суммой для большинства граждан страны. Большая часть населения регионов страны живет в бедности, при этом налаженной системы помощи молодым семьям в стране так и не существует: женщины не могут распоряжаться материнским капиталом, декретный отпуск подразумевает выплату минимальной белой части зарплаты, социальные выплаты не предусмотрены, хотя инициативы по их введению и звучали, хронический и повсеместный недостаток детских садов и яслей не позволяет возвращаться к работе.
Нет в стране и программы сексуального образования подростков, а подобные инициативы приравниваются к развращению и не могут вводиться в школах. В большинстве случаев, когда эта тема поднимается, пропагандируется ограничение сексуальных контактов среди молодежи, что само по себе достаточно наивно и приводит к отрицательным, а порой и трагичным результатам. Несовершеннолетние девушки, не обладающие должной полнотой информации, вместо осознанного выбора контрацепции сталкиваются с нежелательными беременностями и, стыдясь обращаться к врачу и делиться с родителями, прерывают их народными методами, калеча себя.
При этом, напомню, что ситуация с детскими домами в стране все еще остается весьма плачевной и по их количеству, и по условиям жизни. А учитывая положение закона о запрете усыновления детей иностранцами, ребенок, оставшийся без родителей, имеет довольно призрачный шанс на достойную жизнь. А оформление официального отказа от ребенка в роддоме для матери связано с огромным внешним осуждением, поскольку о нем информируются все родственники и работодатель.
Таким образом, недоступность качественных и бесплатных абортов сведется к трагическим последствиям как для женщин, так и для детей. Не обойдет стороной и половозрелых мужчин — не будем забывать об алиментном законодательстве.
Запретительные меры в вопросах репродуктивного здоровья и планирования семьи никогда не показывали своей эффективности. Вынуждение женщин заводить нежеланных детей не создаст здоровых и счастливых семей. Счастье материнства возможно только тогда, когда это осознанный выбор. Если цель состоит в том, чтобы уменьшить число абортов, добиваться этого стоит введением адекватного полового воспитания и формирования хорошего информационного базиса о средствах контрацепции. Если целью является повышение рождаемости — стоит работать над финансовой и социальной защитой молодых семей. Попытка ограничить женщин в праве распоряжаться своим телом несправедлива и неконструктивна и приведет к опасным и трагичным последствиям.