Гражданский активист, член региональной группы по общественному контролю за ремонтом дорог Виталий Брамм рассказал на кировском баркемпе о проекте «Делай дороги» и о том, каким образом жители города могут повлиять на действия чиновников.

 

 
 
 

Начал что-то делать после вбросов на выборах в 2011 году

Моя общественная деятельность началась с 2011 года, когда произошли выборы в Госдуму и были массовые вбросы бюллетеней. Тогда начались протесты по стране, Болотная площадь. Я сидел в своем офисе во время обеда, смотрел новости и YouTube. И через пять дней в Кирове получилось собрать митинг в три тысячи человек; думаю, что без меня и других ребят этого бы не произошло. Другие партии ничего не сделали в то время. Тогда казалось, что что-то изменится в стране. Но спустя четыре года это ни к чему хорошему не привело.

Постепенно я решил, что нужно понять, какие проблемы существуют у нынешней власти на муниципальном уровне, на которые можно повлиять. Конечно, прикольно послушать политиков, которые говорят о высоких материях. Но есть и реальные проблемы, например такие, как мэр города пытается украсть миллиард, есть люди, которые пытаются «отжать» парки у населения.

 

Как контролировать дорожников?

Несколько лет с проектом Навального [оппозиционный политик Алексей Навальный] «Росяма» мы пытались понять, что же можно сделать с дорогами Кирова. Мы массового писали заявления по 600–700 штук. Половина из ям была заделана сразу же, на остальную половину можно было жаловаться в прокуратуру. И постепенно в этом году мы пришли к комплексному решению проблем.

В апреле запустился проект, уже без «Росямы» и Навального, «Делай дороги». Мы увидели, что в Кирове исчезли дороги, как и по всей стране. Их просто не было, сплошные ямы. Мы поняли, что без воздействия со стороны общества ничего не изменится. Мы собрали митинг, высказали 15 конструктивных требований. Одно из них: увеличить бюджет. И оно было выполнено: на 100–150 миллионов увеличили бюджет дорожного фонда Кирова. Я уверен, что это произошло благодаря нам. И после того, как пришли федеральные деньги, более 400 миллионов рублей, мы поняли, что без контроля ничего хорошего не произойдет. Потому что дорожники, которые постоянно клали асфальт хреново, будут и сейчас также работать.

Последний месяц мы каждый вечер выезжаем на ремонт дорог. И мы всех призываем это делать. Мы показываем, что есть нарушения во время производства работ, хреново поливают битумом, выдувают пыль и грязь. Это мелочи, которые важны. Такие закладки вылетят через три-пять месяцев, а нужно, чтобы они держались год-два. С помощью контроля этого можно достичь.

 

 
 
 

У нас есть группа «Делай дороги» во «ВКонтакте» и Facebook, и мы призываем всех участвовать, потому что без контроля ничего не изменится. Мы добились того, что дорожники стали нормально проливать бетон, выдувать пыль и класть асфальт. Параллельно мы анализируем всю конкурсную документацию. В одном из тендеров, который сейчас прошел на 33 миллиона рублей, указана сумма вывоза мусора на 22 тысяч кв. км, объемом 6 тысяч тонн, это вагон примерно в 60 тонн. Представьте, это целый состав, куда же они девают отходы, то есть старый асфальт, который они снимают с места ремонта? Пытаемся разобраться и в этом.

В контроле нет ничего сложного. Проезжаете мимо ремонта? Встаньте на 5–10 минут, можете на час. Смотрите, фотографируйте, снимайте на видео. Банальные нарушения видны сразу. Вы прямо на месте можете подсказать, что так делать нельзя. Заметили, что нет дорожного знака, который преграждает путь проезда, тоже фиксируйте — будем штрафовать через прокуратуру. И когда они поймут, что делать качественнее дешевле, чем получать штрафы, то они будут делать качественно. Я уже не говорю про формирование конкурентной среды, потому что все контракты у нас в городе выполняет компания «Гордормострой». Они такие молодцы, из года в год кладут асфальт, но кладут его хреново.

У нас до сих пор висит вопрос, почему заказчик не выполняет контроль за ремонтом дорог? Ответ прост: заказчик и исполнитель — это, в принципе, одно лицо. Потому что есть администрация во главе с господином Быковым [глава города Владимир Быков], есть муниципальное предприятие «Дирекция дорожного хозяйства», которая выступает в роли заказчика, и есть муниципальное же предприятие «Гордормострой», которое делает все ремонты в городе. Одна рука дает деньги, а вторая рука их берет, и вместе подписывают акт. Всем все понятно.

Следите за новостями, присоединяйтесь. Без нас никаких дорог не будет.

 

 
 
 

«Можно изменить все»

Мы боролись за три парка в городе. И последняя борьба по парку Победы идет уже год. Когда городская администрация продала участок земли в парке Победы, как мы считаем, де-факто за 338 рублей 4 Га. За такие деньги даже садовый участок не купишь, а здесь в городе можно, потому что свои люди, схема отработана. Дело в том, что кадастровую стоимость земли понизили с 168 миллионов до 1,5 миллиона и потом выкупили за 20% от стоимости, потому что арендовали участок на этой земле.

Есть процессы: укладка дорог, распределение бюджетных средств, работа Заксобрания или городской думы, — и все они требуют контроля. Буквально пару лет назад все люди из администрации (Быков и глава управления архитектуры) всегда говорили, что проводили общественные слушания по вопросу увеличения этажности того или иного дома в историческом центре, но на слушания никто не пришел. Так и выносили решения. Но сейчас на слушания ходят, снимают видео, выкладывают информацию в соцсети, власти сложнее стало. При желании можно и это продавить.

Я уверен, что при противодействии со стороны общества действия власти будут меняться. У них не будет другого выхода. Многие думают, что от нас ничего не зависит. Но как? То, что прокуратура признала сделку по продаже участка в парке Победы незаконной, подала иск в суд, это результат. И для этого потребовалась деятельность условно трех человек, и десятков, которые впоследствии помогали. И прокуратура стала действовать через призму здравого разума. Суд признал, что сделка была незаконной. Но сейчас в кассации, суд отменил свое решение. Нам сообщали, что администрация договорилась с представителем суда. Не знаю, насколько это правда. Но судя по решению, которое было месяц назад, может быть, и так.

Мне бы совсем не хотелось устраивать митинги по дорогам или в защиту парков. Но я понимаю, что без этого изменить какие-либо решения чиновников не получится. И надо, чтобы это понимали все: потратив час своего времени, вы можете изменить решение человека из администрации, какой бы он высоты и должности ни был. Можно изменить все.