20 мая в общественно-политическом центре в Йошкар-Оле состоялся круглый стол «Развитие конструктивного взаимодействия общественных и государственных правозащитных организаций в Приволжском федеральном округе», — сообщает корреспондент «7x7».

 

Александр Нездюров

 

О сути взаимодействия представителям общественных институтов и правозащитных организаций рассказал автор проекта мониторинга взаимодействия института региональных омбудсменов с неправительственными организациями, вице-президент центра «Стратегия», сотрудник НИУ Высшей школы экономики, базирующегося в Санкт-Петербурге Александр Нездюров.

 

Ирина Татаринова

 

Он остановился на практиках региональных уполномоченных, важности соблюдения принципа преемственности при ротации в составе общественных наблюдательных комиссий, затронул тему сотрудничества уполномоченных по правам человека с организациями, признанными «иностранными агентами». По словам Нездюрова, результаты работы правозащитников из НКО, как правило, бывают важны для региональных уполномоченных — государственных правозащитников. Выполнявшая роль модератора на круглом столе марийский омбудсмен Ирина Татаринова согласилась с Нездюровым: она заимствовала правозащитный опыт и практику именно у региональных НКО — «Человек и Закон», представительство Комитета по предотвращению пыток в Марий Эл. Именно с этими правозащитными организациями, по ее словам, складывается наиболее конструктивное взаимодействие уполномоченного по правам человека в Марий Эл.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах России: в Калужской области омбудсмен сотрудничает с региональной общественной организацией «За права человека», в Московской области — с Комитетом за гражданские права. В Воронежской области уполномоченный выступает с докладом в защиту Дома прав человека, а уполномоченный по Ивановской области в своем ежегодном докладе о ситуации с правами человека в регионе прямо сообщает, что он основан на докладах, составляемых местными ОНК.

 

Ирина Протасова

 

О том, как закон об «иностранных агентах» повлиял на деятельность правозащитных организаций в регионах, рассказала председатель межрегиональной организации «Человек и Закон» Ирина Протасова:

— Думаю, что после признания нашей организации «иностранным агентом» обозначилась проблема: органы госвласти рассматривают нас как врагов. Два года назад к нам в качестве волонтеров и практикантов приходило много студентов наших вузов. Сейчас им не рекомендуют проходить практику у нас в связи со статусом «иностранного агента».

Ирина Татаринова отметила, что существует официальная позиция, сформированная на координационном совещании омбудсменов:

— Есть норма, рассмотренная Конституционным судом России. Он сказал, что нет отрицательной коннотации в словосочетании «иностранный агент». Мы, конечно, понимаем, что она есть. И практика указания не сотрудничать с «иностранными агентами» существует. Это правда.

Член Общественной палаты Марий Эл, «молодогвардеец», активист движения «Дозор» и член Общественного совета при МВД по Марий Эл Сергей Анисов затронул тему сознательной установки, существующей, по его мнению, у правозащитников ОНК на поиск разного рода недостатков в деятельности структурных подразделений МВД.

На реплику отреагировала Ирина Татаринова. Она сообщила, что конкретный случай, на который ссылался Анисов, связан с запросом уполномоченного после поступившей в его адрес жалобы. В результате действий ОНК конфликт был выявлен и разрешен.

На встрече подытожили: и общественные советы, и Общественная наблюдательная комиссия действуют в соответствии с законом. Важную роль правозащитников из НКО еще раз подчеркнула Ирина Татаринова: по ее словам, особенность ситуации в Марий Эл (как и во многих других регионах) в том, что в республике изначально, с середины-конца 1990-х годов формировалась неправительственная правозащитная среда. Для этих общественных организаций, как и для омбудсмена, главным подзащитным являются человек и его права.