Онлайн-трансляцию второй Баренц эко-арт академии, со 2 по 8 мая проходящей в Петрозаводске, ведет наш сайт, ставший ее информационным партнером. Второе мероприятие — Баренц экологический фильм фестиваль (БЭФФ) — является для Карелии уже традиционным и проходит здесь не первый год. О том, какие картины представлены на фестивале с этом году, о сложностях организации фестиваля в Год кино и о планах на будущее корреспондент «7x7» пообщался с бессменным организатором БЭФФ Анной Рыбаловой.
— Анна, давайте начнем с самых простых вопросов: сколько лет фестивалю?
— Это шестой БЭФФ.
— Какова география в этом году, сколько картин представлено на фестивале, сколько номинаций?
— У нас стандартно девять номинаций. Мы их объявляем перед началом набора на конкурс. Но у жюри есть возможность либо не присуждать приз в каких-то номинациях, либо поменять формулировки. В этом году на фестивале представлено 30 работ, и это только 10% от поданных заявок.
В этом году на фестивале представлено 30 работ, и это только 10% от поданных заявок
Помимо картин из Баренц-региона, география представлена очень широкая: Мексика, Испания, Италия, Франция, Великобритания, США, Германия, всего не упомнишь. В программе фестиваля представлены как фильмы молодых режиссеров, так и очень серьезные картины, такие как «Громче чем бомбы» Йоакима Триера, отобранного в секцию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
— Если я правильно помню, в прошлом году вы расшифровывали БЭФФ по-другому. Почему?
— Да, в прошлом году фестиваль назывался Большой экологический фильм фестиваль. Но в этом году мы вернулись к традиционному названию, потому что почувствовали, что у фестиваля есть корни. За шесть лет мы наработали имидж и стали известны далеко за пределами Карелии именно как Баренц-фестиваль. В гильдии кинематографистов нас давно называют «Международный Баренц-фестиваль», поэтому мы решили не отказываться от названия.
— Кроме того, что фестиваль проходит в Карелии — одной из территорий Баренц-региона — какова еще территориальная привязка к Баренцу?
— Для нас, организаторов, именно Карелия как часть Баренц-региона и была важна изначально, и продолжает быть важным аспектом фестиваля. Каждый год в программе есть фильмы карельских режиссеров, а есть фильмы режиссеров из других стран и регионов, которые сняты в Карелии и рассказывают о Карелии.
— Правильно ли я понимаю, что одна из задач БЭФФ — поддержка карельских режиссеров, а также и реклама региона?
— Да, все верно. И потом: почему в других регионах есть фестивали, а у нас нет? Вот мы решили сделать и сделали. Получилось хорошо. На прошлой неделе мы узнали, что нас признали самым крупным международным экологическим кинофестивалем, проходящим на территории России. Хотя в самой Карелии мы не так известны, как за ее пределами. Очень жаль, конечно.
— Может быть, международный имидж в этом случае важнее внутреннего?
— Может быть, хотя мы и не ставили изначально такой цели. Наш фестиваль независимый и некоммерческий, организуется в основном на волонтерских началах, поэтому мы не можем тратить много сил, времени и денег на раскрутку.
— А то, что в названии присутствует слово «экология», не мешает фестивалю развиваться? Не ограничивает возможности привлечения картин на конкурс, в том числе от карельских режиссеров, ведь не все хотят снимать на экологические темы?
— Ну так они и снимают не только на экологические темы. А мы показываем не только про экологию в общепринятом смысле слова. Экология — это не только разливы нефти.
Экология — это не только разливы нефти
Есть, к примеру, номинация «Экология души». В ней представлены работы, не касающиеся напрямую проблем окружающей среды. Это социальная проблематика, например, фильмы о людях, которые заслужили того, чтобы о них снимали кино. В этом году много фильмов про мигрантов.
— Что еще есть интересное в программе, не связанное с экологической проблематикой?
— Есть еще одна тенденция. Она связана с экологией не тематически, но по сути: это так называемые zero-waste фильмы, при производстве которых практически не выделяется углекислый газ. Например, главный герой ездит на Tesla и так далее, а по жанру это может быть и психологический триллер. Со следующего года к существующим девяти номинациям у нас как раз прибавится десятая — за высокотехнологичное кино.
— Последний вопрос в связи с этим: как будет развиваться фестиваль?
— Видимо, в очередной раз, как говорится, «не благодаря, а вопреки», будет и седьмой БЭФФ. Благодаря поддержке фестивального сообщества и вопреки позиции Министерства культуры, которое нас не хочет или не может поддержать. Честно говоря, мы долго дискутировали о том, переживет ли фестиваль Год кино… Мы хотели как-то по-другому этот год ощутить.
Честно говоря, мы долго дискутировали о том, переживет ли фестиваль Год кино… Мы хотели как-то по-другому этот год ощутить
— И все же: что в будущем?
— С каждым годом становится все яснее: мы уходим на международный уровень, и от этого уже нельзя так просто отказаться. У нас много партнеров, которые нам помогают. И потом, все просто: когда приходит первая работа на конкурсную программу следующего фестиваля, ты понимаешь, что обратного пути нет.
— Не ждет ли БЭФФ судьбы конкурса новой драматургии «Ремарка», который оказался ненужным «культурным» властям Карелии и ушел из республики?
— В прошлом году, когда мы сменили расшифровку с «Баренц» на «Большой», нам три региона предлагали поддержку в проведении фестиваля и прямо предлагали к ним «переезжать». Но вот видите, мы вернулись к Баренцу, потому что мы чувствуем свои корни.
— Значит, будем держаться корней?
— Посмотрим.