«7x7» продолжает публиковать лекции экспертов, выступивших на второй Баренц Эко-Арт Академии, которая проходит в Петрозаводске в начале мая.
Художник и куратор Ирина Аксенова 2 мая рассказывала об экологической тематике в современном российском искусстве.
«В сфере искусства уровень свободы всегда выше, даже в тоталитарном государстве»
Недавно я переехала из Воронежа в Петербург. 10 лет работала в правозащитной организации. Моя тема — антирасизм, от нее я ушла, потому что был синдром выгорания. Для меня искусство — это тот язык, которым стоит говорить о наболевших проблемах. Меня по-прежнему волнует тема дискриминации и тема меньшинств, я считаю, что важно дать голос слабым. Мир природы, растений тоже слабый.
Я считаю, что современное искусство — это то поле и те люди, которые сами порождают смыслы. В сфере искусства уровень свободы всегда выше, даже в тоталитарном государстве. Чем меньше свободы слова, чем тоталитарнее режим, тем больше люди обращаются в искусство. Искусство может сказать те вещи, которые запрещены активистам. Искусство умеет мимикрировать, и у него есть много инструментов, с помощью которых можно говорить о том, о чем власти не хотелось бы слышать.
Искусство может сказать те вещи, которые запрещены активистам. Искусство умеет мимикрировать, и у него есть много инструментов, с помощью которых можно говорить о том, о чем власти не хотелось бы слышать
Об экологии в contemporary art
Под современным искусством [modern art] иногда понимают искусство, которое просто делается в наше время, но термин означает только то искусство, которое осмысляет вызовы современности и само себя. И экологические проблемы не прошли мимо этой сферы. В Европе и Америке есть много художников, которые занимаются в направлениях эко-арта и лэнд-арта, у них сильнее развиты такие движения.
Современное искусство критично к реальности и во многом связано с политической теорией: прежде всего, с марксизмом, анархизмом. Сегодня художнику важно не столько владеть навыками живописи и рисования, сколько разбираться в современной философии. Сегодня это больше гуманитарная практика, нежели ремесленная. Язык искусства быстро развивается: это не только живопись и графика, это и звук, тело (проведение перфомансов), различные исследования и академические практики. Есть процессуальное искусство — это просто взаимодействие с людьми, в итоге продукта может и не быть, но важно то, что случилось с людьми, которые это переживали.
Есть такое понятие как процессуальное искусство — это просто взаимодействие с людьми, в итоге продукта нет, но важно то, что случилось с людьми, которые это переживали
О проектах лэнд-арта и био-арта в России
Один из ярких представителей эко-искусства — Энди Голдсмит. Он делал инсталляции из природных материалов. Есть такое понятие как «лэнд-арт» — объекты искусства, сделанные из природных материалов. Со временем они исчезают, их разрушает природа или художник их убирает. Здесь важен принцип экологичности, в целом такой вид искусства направлен на осмысление форм, которые есть в природе.
Примечательный проект — «Архстояние» [фестиваль архитектурных проектов на открытом воздухе в деревне Николо-Ленивец Калужской области]. Он меняет представление о дизайне городской среды.
Есть такое направление как «био-арт»: объектом искусства становятся живые организмы, животные, мох, насекомые. В России таких примеров не так много. Существуют «экоинтервенция» или экологические партизаны, когда активисты вторгаются в городскую среду.
О связи природы, искусства и политики
Наше обращение с природой связано в первую очередь с нашей картиной мира. Сейчас мы воспринимаем природу несколько вторичной по отношению к нам: ее нужно использовать, игнорировать, засорять. Большинство из нас выросло в христианстве, в котором человек ставился над природой. Особое влияние оказала индустриализация и идеи прогресса. В 60–70-х годах XX века началось отрицание модернизма и возникла масса экологических вопросов.
Сейчас в России происходит переосмысление. Многие авторы начинают сравнивать коллективную жизнь людей с коллективным устройством жизни животных и растений. Помните, Аристотель говорил, что человек — это существо политическое? И недаром сейчас тоталитарное государство говорит, что мы все частицы одного целого, на этом и строится государственная пропаганда.
Ряд художников также обращаются к теме природы, но основываются на теории «крови и почвы», которая лежит в основе национализма и самых крайних его форм.
О художниках, которым близка эко-тематика
Иван Новиков — молодой художник, самое заметное явление в эко-искусстве. По образованию он живописец. Иван говорит, что «искусство — это есть я». То есть он отождествляет себя с миром природы. С одной стороны, в своих работах он поднимает вопрос, что такое живопись, и одновременно вводит экологическую проблематику. [Корреспондент «7x7» уже беседовал с Новиковым о современном искусстве]. Иван понимает, что не изменит систему своими работами, но чувствует за собой большую ответственность.
Илья Долгов — очень известный художник из Воронежа. По образованию он философ, начал практиковаться как художник. С детства он ходил в биологические кружки. Его позиция такая — он наблюдает за природой, исследует ее в духе Гёте. У него есть проект о природе «Лесная газета». Это интернет-издание, в котором Илья публикует свои наблюдения и выводы. Один из номеров он посвятил «осколкам». Так он называет частицы природы, которые были от нее отделены,имея в виду домашних животных, растения или животных в зоопарке.
Вот что он пишет: «Охватить пониманием всю природу, как океан зарослей и сущностей, невозможно. Гораздо легче найти отношения с осколком природы равного себе размера Осколок — маленькое окошко между природой и человеческими существами, в которое заглядывают с обеих сторон.
Первая история произошла недавно — это убийство обитавшего в зоопарке жирафа Мариуса. Животное из зоопарка — обыденный случай осколка в коллекции. У животных есть имена, о них заботятся, их изучают. Смысл, понимание природы из них извлекают не один и не два, а десятки людей.
Неспособность зоопарка содержать животное была второстепенным мотивом уничтожения Мариуса. Основная причина — желание смоделировать природу. Своеобразное понимание законов жизни в природе, механизмов ее функционирования привело к решению избавиться от жирафа. Процедура тоже стала иллюстрацией этого понимания. Зоопарк захотел пойти дальше возможностей, имеющихся в мембране осколка. Возникло желание не только понять природу, но и подражать ей.
Попытка оказалась успешной. В результате из мембраны Мариуса выпала забота — и вместе с ней схлопнулась вся мембрана. На людей всей планеты вылилось такое количество природы, которое они не собирались и не смогли вынести. Излишек природы превратился в страдание.
Интересно, что катастрофа всего одного осколка из-за потери мембраны привела к таким плачевным последствиям. Мембраны не только позволяют нам понимать природу через осколки, но и защищают от несметной силы, сметающей человеческое».
Большая часть работ российских авторов связана с осмыслением природного начала в городской среде. Яркий пример — лаборатория городской фауны Алексея Булдакова и Анастасии Потёмкиной. Они обращают внимание только на тех животных и растения, которых в городе считают паразитами. Это, например, голуби, крысы.
Их выставка «Зелень внешняя» была расположена в павильоне на ВДНХ. Она собрала те растения, которые считаются сорняками: крапиву, борщевик. Они были главным объектам, и там авторы выставки их выращивали, праздновали урожай, это были как подавляемые меньшинства. Аналогия еще такая: после распада СССР в павильоне на ВДНХ выставляли уже не урожай, там появился мелкий бизнес, показывали шубы, например.
Можно провести параллель — эко-активисты должны стать как сорняки: всегда и везде.
Еще ребята как-то перед московской галереей засеяли крапиву. Многие сейчас забывают, что это растение можно употреблять в пищу и оно имеет лечебные свойства.
Молодая художница Ксения Сорокина известна своими перфомансами с кошками. Например, в Воронеже в торговом центре она легла на кровать, а рядом с собой посадила много кошек. Посыл такой: этот мир слишком опасен, я могу доверить свое тело только животным, они слабые, нежные и заботливые.
Андрей Кузькин тоже известен своими перфомансами: самый известный —«По кругу». В течение нескольких часов Кузькин ходил по кругу заполненного жидким бетоном бассейна, привязав себя веревкой к закрепленному в центре колышку. И он продолжался до тех пор, пока у автора оставались силы месить ногами застывающий прямо на глазах бетон.
Вообще юмор и провокация — это те инструменты, которые сейчас работают.
Мало кто из нехудожественной среды знает фотохудожника Франциско Инфанте. Он родился в СССР в 1943 году и был представителем советского неофициального искусства, десятки лет он не имел права выставлять свои работы. Он известен инсталляциями на природе: например, — он ставит много зеркал и показывает некое природное совершенство, от которого мы ушли. Вот что он писал: «Зеркало удваивает страдания. В своих объектах я ничего не удваиваю, а изменяю и преображаю пространство вокруг, например, в одной из моих работ солнце отражается в зеркале, которое находится на другой стороне темного небосклона, и оно отражается 9 раз! В природе это невозможно, а в искусстве возможно. Привнесенный мною объект изменяет природу вокруг себя, отражая ее, он ее преобразует».
Мне кажется, это очень красиво и невероятно. Все работы сделаны Франциско вместе с женой Нонной Горюновой.
Особое внимание стоит уделить музею-заповеднику «Дивногорье». Именно там в 2013 году была первая арт-резиденция художников из России и Казахстана. На проекте «Если бы...» (куратор — Яна Малиновская) я работала администратором. Приведу пример нескольких работ.
Работа художника Александра Повзнера. Он отлил закон РФ о заповедниках в плитках из гипса и сделал их частью дорожки, по которой все ходят и топчут их.
Многие этих объектов быстро исчезли, их разрушила природа. Если вы работаете с заповедником, вы можете такое делать. Но вам нужен куратор. Можно делать биеннале [масштабные выставки, проходящие раз в два года]. В России их проходит много. Это тоже часть системы современного искусства. Например, биеннале с тематикой экологических вызовов проходят, но не в России.