В Йошкар-Оле состоялся форум общественности «Прошлое и настоящее народа мари», сообщает корреспондент «7x7». Форум был организован межрегиональной ассоциацией общественных организаций «Марийский мир — XXI век». На нем выступили около тридцати ученых и общественников из Марий Эл и ряда регионов, в которых проживают мари.
Театральный режиссер Василий Пектеев в течение 15 лет с 1987 по 2002 год был художественным руководителем национального театра имени М. Шкетана. С апреля 2002 года занимался режиссурой в театрах столиц других регионов — Сыктывкара, Элисты, Петрозаводска, Ульяновска, Челябинска, Орла. На форуме общественности он выступал еще и в качестве Марий Оньыжа — именно так представили его организаторы. Действительно, с 1996 по 2000 годы он возглавлял Всемарийский совет («Мер Канаш»). Пектеев и некоторые другие выступавшие словно продолжили доклад академика Санукова, в котором из-за лимита времени не хватило выводов, итогов.
Василий Пектеев отметил черты неоколониализма во внутрирегиональной политике:
— Мы — колониальный народ. А в России с этой точки зрения не принято обсуждать национальные дела. Следы колонизации наложили свой отпечаток на формирование марийского народа. Сейчас можно говорить о неоколониализме, главная идея которого — создание единого российского народа. Подтверждением тому может служить тот факт, что в современной России нет министерства по делам национальностей, как в Советском Союзе в свое время. Можно ли было тогда представить, что первым лицом в республике будет человек не коренной национальности? Мы знаем, что происходило в 1930-е годы в стране и республике, у нас есть музей ГУЛАГа. То, что произошло в республике в последние 15 лет, — то же самое. Только убивают не физически. Есть такое выражение — «убить умолчанием». Сколько людей уехало из региона? Я бы назвал это такой «зачисткой». Кто уезжает? Наш единственный академик, археолог Валерий Патрушев работает за пределами республики. Что произошло на моем примере: нас с Николаевым [Виктор Николаев, директор Национального театра имени М. Шкетана, уволенный в 2002 году] убрали — марийская интеллигенция молчала. С Яшметовой [Раисия Яшметова, директор музыкального училища им. И. С. Палантая, уволена в 2003 году] сделали то же самое — тишина. Сколько у нас министров-мари в правительстве? Один Васютин остался. Если у нас, марийцев, не хватает смелости сказать правду — чего вы еще хотите? Правильно сказал Долгов: петь и плясать мы умеем с детства. Страх сковал нас, если не избавимся от него, от страха за свое место с маленькой зарплатой — ничего у нас не будет. И руководителя из нашего народа не будет в республике. Чиновник из государственного собрания является Оньыжой — никакого отношения этот «Мер Канаш» к общественной организации не имеет. Если об этом не сказать вслух, мы так и будем плакаться.
Геннадий Королёв — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации из Нижнего Новгорода. Он выступил с докладом «Марийский народ как человеческое сообщество в контексте признаков государства»:
— На официальном интернет-портале Республики Марий Эл я прочитал: «Марийцы (прежнее официальное название — черемисы), являющиеся аборигенным населением республики, исторически сформировались к концу первого тысячелетия нашей эры…»… Аборигенами по определению являются народы, сохранившие черты первобытно-общинного строя. Наверное, можно говорить об аборигенах Австралии, Южной Америки… Представительство в органах власти — 11 депутатов-мари в государственном собрании. Русских, для примера, — 33 человека.
Римма Катаева, советник президента межрегиональной ассоциации общественных организаций «Марийский мир — XXI век», в 1997–2001 годах она занимала пост министра образования Марий Эл. Ее доклад был посвящен проблемам и перспективам развития национального образования в республике:
— Республике Марий Эл скоро исполнится 100 лет, а мари живут тысячелетиями. В 1920 году появилась государственность народа мари. Жизнь народа изменилась на порядок. Педагогов для национального образования начали готовить в 1922 году, когда в Казани открылось марийское национальное отделение. Затем оно было переведено в Краснококшайск. Марийский государственный педагогический институт — первое высшее учебное заведение в республике, был открыт в 1932 году. А в 2007 году он был реорганизован, включен в состав Марийского госуниверситета. В Оршанке, в педколледже закрыто отделение, готовящее кадры, преподающие на национальном языке. Мы позволили правительству создать непонятное объединенное учреждение. И теперь возникает вопрос: где отделение по дошкольному воспитанию? В этом институте есть две кафедры — марийского языка и марийской литературы. На ученом совете дали квоту 20 человек. Столько же, 20 человек, на кафедре русской литературы. А квота на кафедре иностранных языков — 50 человек. Еще одна новая проблема — переход с шестидневной на пятидневную учебную неделю. «Есть федеральный государственный стандарт», — говорят нам. Сокращение часов — это сокращение учителей, понимаем мы. Педсовет Азановской школы принял решение сохранить стандарты образования, но из районной администрации, Медведевской, пришло письмо о переходе на пятидневную неделю. Оптимизма может добавить лишь желание самих людей сохранить родную культуру, язык. Статистика здесь такая: почти 18% молодых людей изъявляют желание изучать родной язык.
Раисия Данилова, заслуженная артистка Республики Марий Эл, посвятила свой доклад на форуме проблемам профессиональной марийской музыки:
— На переводных песнях «трали-вали» воспитать настоящего марийца невозможно. Примитивные песни, которые звучат день и ночь в эфире радио (есть такая радиостанция — «Марий Эл радио»), только способствуют дебилизации населения. Я работала на государственном радио редактором с профессиональными марийским композиторами Куприяновым, Кульшетовым, Вениамином Захаровым, Сергеем Маковым. Но за 25 лет в профессиональной национальной музыке образовался вакуум. Самый молодой марийский композитор — Элина Архипова. Ей, простите, 56 лет. Где «Мер Канаш»? Отчитывается, говорит: «Мы проводим марийские дискотеки». Зачем люди идут на марийские дискотеки? Потанцевать, да и это тоже — выпить [в ответ на реплику из зала]. В чем моя просьба или предложение? Необходим культурный совет. Очень больно, что не вижу своих коллег-журналистов здесь. Это позор. Ни одного члена «Мер Канаш». Нам не только жить в республике, но и умирать, мы частичкой этой земли станем.