На этой неделе экологи и общественники Карелии и других регионов ожидают решения от Министерства природных ресурсов России о статусе национального парка «Ладожские шхеры»: в Москве должно быть подписано постановление федерального правительства о создании парка. За голосами чиновников и экологов теряются голоса местных жителей, которые вообще против создания особо охраняемой природной территории.

 

Кому выгодно?

Как стало известно в начале марта, от главы республики Александра Худилайнена поступило предложение «исключить из состава территории проектируемого национального парка земельные участки общей площадью 3 743,9 гектара с целью размещения социально значимых объектов».

 

 

О том, что именно должно появиться на запрашиваемых главой республики 3 750 гектарах земли, официальной информации нет. Как сообщают журналисты «Новой газеты» со ссылкой на источники, близкие к карельскому Минприроды, речь идет о структурах, связанных c ОАО «НК «Роснефть». В 2014 году глава Карелии по результатам своей встречи с руководителем «НК «Роснефть» Игорем Сечиным сообщил, что компания приняла решение о строительстве большого оздоровительного центра в Приладожье. Как утверждает источник «Новой газеты», вопрос о возможном выделении участков, входящих в границы проектируемого ООПТ, начал прорабатываться еще год назад, но первоначально не нашел поддержки в Минприроды РФ.

На минувшей неделе позицию Александра Худилайнена пояснила пресс-секретарь главы Карелии Марина Кабатюк. Вот что говорится в распространенном в карельские СМИ письме:

«Глава Республики Карелия не может ни „нарезать“, ни „отрезать“ ни кусочка этой земли. Создаваемый национальный парк „Ладожские шхеры“ находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Именно Минприроды определяет границы будущего нацпарка. А правительство Республики Карелия, в свою очередь, обязано предоставлять в Минприроды России все поступающие предложения и заявки. Таким образом, поступившее в правительство Карелии предложение о создании социально-значимых объектов на территории будущего нацпарка также в обязательном порядке за подписью Главы Карелии было перенаправлено на рассмотрение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Никаких рекомендаций при этом от Главы Карелии или правительства республики на этот счет не поступало. Принятие окончательного решения не находится в компетенции республиканских органов власти, а является полномочием Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
Это заявление вызвало резкую критику со стороны общественников и представителей журналистского сообщества. Издание «Черника» напомнило пресс-секретарю главы, что «как только глава Карелии ставит свою подпись на документе, он несет ответственность за этот документ, а в некоторых случаях эта ответственность может быть и уголовной».

Реакцией российских экологов на предложение об исключении участка из состава будущего парка стал сбор подписей за сохранение целостности территории. 28 марта на сайте Гринпис России появилось обращение президенту страны Владимиру Путину и главе Минприроды Сергею Донскому с просьбой сохранить ценные участки будущего национального парка «Ладожские шхеры» в ранее утвержденных границах парка. Его подписали почти полсотни ученых и два десятка некоммерческих организаций. Всего же под обращением в защиту «Ладожских шхер», по информации Гринпис, поставили подписи более 34 тыс. человек.

По словам председателя организации «Северная природоохранная коалиция» (СПОК) Ольги Ильиной, в феврале этого года проект парка «Ладожские шхеры» прошел государственную экологическую экспертизу. Следующим шагом должно было стать его утверждение, а не внесение изменений.

— Политика государства в последние годы такая, что ООПТ должны приносить деньги. Территория большая, разрешено строительство на территории рекреационных зон. Там можно создавать базы отдыха, лагеря, но это все требует специального анализа и специальных разрешений, — рассказала Ольга Ильина. — «Ладожские шхеры» — это единственный в Европе шхерный пресноводный ландшафт, это специфическое сочетание почв, микроклимата, влияние озера значительное. Все растительное сообщество отличается от того, что расположено вокруг. Там целый комплекс условий, который создает интересный ландшафт, обеспечивает среду обитания редких видов: это и растения, и ладожская нерпа, и колонии птиц. В одном месте сконцентрировано много уникальных объектов.

 

 

«Не хотим жить в резервации»

Планы по созданию национального парка на берегу Ладожского озера на территории Лахденпохского, Сортавальского и Питкярантского районов Республики Карелия обсуждаются уже более 25 лет. Идею критиковали жители самого Приладожья. Руководитель инициативной группы против создания национального парка «Ладожские шхеры» Елена Вансовская в беседе с корреспондентом «7x7» рассказала, что местные жители против национального парка и сегодня.

— При Худилайнене не было ни одного собрания с общественностью. Он только с высоты трибуны говорит о парке. Минприроды пытался нам представить какой-то проект положения о национальном парке. Но если мы вообще против парка, то какие могут быть проекты? Тем более, это вообще не наше дело — разрабатывать проекты, — рассказала Елена Вансовская. Конкретно эта история с изъятием территории нас особо не волнует — исключат что-то из парка, не исключат, нам без разницы. Я считаю, что парка не должно быть вообще. А все остальное не принципиально. Настроение у народа не изменилось, постоянно люди спрашивают, что да как. Но наши требования не услышали тогда, не услышат и сейчас.

Основное требование местных жителей сводится к необходимости обсуждения с ними не конкретных документов, посвященных нацпарку, а самой идеи его создания. Это требование основано на решении Конституционного суда РФ от 22 марта 2012 года, которое предписывает выявлять мнение людей по вопросам создания на территории их проживания особо охраняемых природных территорий. Свое мнение жители Сортавала выразили во время проведения общественных слушаний еще в 2011 году: большинство пришедших проголосовало против включения Сортавальского района в состав парка (603 голоса против шести). В поддержку своей позиции инициативная группа собрала 10 тыс. подписей.

Елена Вансовская подчеркнула, что их переживания из-за создания парка связаны не только и не столько с запретом собирать ягоды и грибы в лесу, как об этом говорят экологи. Дело не в заборах и не в ограничении передвижении. Люди не хотят жить в резервации, они считают, что национальный парк «нужен только чиновникам» и вопрос о его создании лежит в плоскости политики, в отношениях между экологами и властями.

Вот несколько цитат из опроса, который провела среди местных жителей инициативная группа:

«Я категорически против создания парка, потому что из опыта других национальных парков сразу видно, как мы теряем всякие права. На машине к даче не подъехать. Все принадлежит национальному парку. Народу, который привык отдыхать — вот я 50 лет живу, отдыхала с детьми в палатках, есть любимые места — мы никогда туда не попадем. Это только пустые разговоры, что все останется так же. И этому есть доказательства. Не нужно никому даже и верить в то, что национальный парк нам не принесет никакого вреда, местным жителям. Это неправда. Еще как будем ограничены».

    «Я смотрю на парк у Черных камней (туркомплекс с сафари-парком близ Сортавала), обычные люди не могут туда зайти, чтобы собирать грибы, ягоды, шишки, а те, у кого есть деньги, приезжают туда охотиться, хотя запрещено, и собирают все что можно... Поэтому если будет то же самое здесь, и мы не сможем на своем катере выехать на остров, чтобы посидеть с удочками, потому что там будет турбаза для людей с деньгами...».

    «Наших голосов никто не слышит», — говорят местные жители. Все требования инициативной группы изложены на сайте ладога-наш-дом.рф.