В городском суде Йошкар-Олы в пятницу, 18 марта, состоялось заседание по делу об организации покушения на бывшего мэра Йошкар-Олы, сообщает корреспондент «7x7».

К 9 часам в зал судебных заседаний были доставлены как потерпевший, так и обвиняемый — оба в сопровождении конвоиров. Экс-мэр Йошкар-Олы Павел Плотников занял место на скамье для участников процесса, а Александра Туруева поместили в камеру. На здоровье обвиняемый не жаловался, вопрос этот вообще не поднимался ни его защитой, ни судьей.

Председательствующий на заседании Владимир Волков объявил о начале допроса потерпевшего Павла Плотникова. Бывший мэр Йошкар-Олы поднялся со своего места и подошел к установленной в зале мини-трибуне, обращенной в сторону судьи. Вопросы ему задавали представители прокуратуры. Из ответов следовало, что с Туруевым экс-мэр знаком примерно в течение восьми лет, знакомство возникло в тот момент, когда Плотников возглавил Комитет по управлению муниципальным имуществом Йошкар-Олы: предприниматель, занимавшийся строительством, часто обращался по поводу аренды земельных участков.

После того, как прозвучал вопрос о компании «Столицастрой», Павел Плотников, ссылаясь на 51-ю статью Конституции, сообщил о своем решении не давать показаний, которые могут быть использованы против него. Он напомнил суду о том, что против него заведены два уголовных дела, касающиеся возможной причастности к предпринимательской деятельности и по обвинению в получении взятки от того же Туруева, который, по сведениям Плотникова, был руководителем «Столицыстрой».

Экс-мэр Йошкар-Олы ответил на вопрос о задолженностях Туруева и возглавляемых им компаний — вся информация ему как главе города весной прошлого года была известна:

— Около миллиона рублей — долги по арендной плате и примерно 20 миллионов — по организациям, которые Туруев возглавлял. Насколько мне известно, все имущество «Столицастрой» было арестовано.

На вопрос, знал ли он о готовящемся на него покушении, Павел Плотников ответил отрицательно.

Затем последовал рассказ о событиях, происходивших 17 апреля прошлого года. Раньше тайна следствия не позволяла Павлу Плотникову рассказать все детали, сейчас же об этом попросили представители прокуратуры.

— В этот день проходил общегородской субботник, в котором я принимал участие. Во время него ко мне обратился представитель МВД республики, сказал, что нам необходимо поговорить. Для разговора потребовалось выехать за город. Там мне сообщили, что готовится покушение на меня — заказное убийство, — экс-мэр Йошкар-Олы подробно описал происходившие, по его словам, за пределами города спецмероприятия. Для подготовки доказательства его «убийства» была сделана инсценировка с фотографиями. 17 и 18 апреля Павел Плотников провел в неизвестном ему доме за пределами Йошкар-Олы. Вечером 18-го вернулся домой.

После того, как представители прокуратуры и защитники Александра Туруева задали Павлу Плотникову уточняющие вопросы, начался допрос первого свидетеля.

Владимир Шереметьев назвал Александра Туруева своим приятелем, на вопрос, знает ли он Павла Плотникова, ответил: «Из газет и журналов».

Свидетель рассказал, что знаком с Туруевым 15 лет. Познакомились благодаря бизнесу: и тот и другой в то время занимались перепродажей автомобилей. Позже, когда дела Туруева пошли в гору, он стал пользоваться услугами автотехники Шереметьева для перевозки стройматериалов. Инициатива в общении между ними была за Туруевым: он звонил партнеру, когда ему что-то требовалось.

Далее из рассказа Владимира Шереметьева стало ясно, что он оказался вовлечен в историю с покушением в качестве своего рода связного: после того, как в 2014 году на Туруева, по словам свидетеля, кто-то покушался, предприниматель принял решение начать действовать. Судя по всему, Туруев винил во многих возникавших в его жизни проблемах Павла Плотникова. Очевидно, что и в рассказе о попытке покушения свидетель хотел дать понять, что обвиняемый посчитал это происками уже ставшего мэром Йошкар-Олы Плотникова.

— В связи с их делами личными подозревал, — сообщил суду Шереметьев.

После этого в истории с подготовкой покушения возникла фигура Рзаева. Этот человек, по словам свидетеля, должен был заняться подготовкой каких-то действий, связанных с расправой над Плотниковым. Все контакты с Рзаевым Туруев, от которого исходила инициатива встреч, осуществлял через Шереметьева. Последний даже обзавелся по совету обвиняемого сим-картой, зарегистрированной на постороннего человека. С конца 2014 года состоялось несколько встреч Рзаева с Туруевым. На них присутствовал и Владимир Шереметьев. Впрочем, по его словам, разговоры между двумя приятелями велись, как правило, наедине. О том, что во время этих встреч обговаривались детали преступления, он если и догадывался, то весьма смутно. Сам Шереметьев заявлял ранее на допросах (в суде были зачитаны несколько протоколов допросов Шереметьева), что, когда понял, что речь идет именно об убийстве мэра Йошкар-Олы, осознал, что предпринимать какие-либо действия достаточно опасно. Он признался, что знал: обеспеченный и влиятельный человек Туруев не остановится перед убийством. Очевидно, Шереметьев опасался за свою жизнь.

Из зачитанных показаний свидетеля, данных им ранее (начиная с 18 апреля, когда он был задержан сотрудниками правоохранительных органов при выходе из дома Туруева), стало известно, что последняя встреча организаторов убийства Павла Плотникова состоялась 16 апреля на Кокшайском тракте. На ней шла речь о том, что убийство должно быть совершено во время выезда Плотникова на охоту, на следующий день (17 апреля — суббота). За вероятные услуги в организации убийства, как свидетельствовал Шереметьев, Туруев заплатил Рзаеву миллион рублей. Эта сумма была авансом, а окончательный расчет в размере четырех миллионов рублей должен был быть произведен после исполнения заказа. Как объяснял Туруев (об этом тоже говорится в показаниях Шереметьева), сразу собрать всю сумму он не может.

Следующее заседание суда состоится 24 марта. На нем будет допрошен в качестве свидетеля Вагиз («Валера») Рзаев.