Что сказали члены Экспертного совета?

Несколько членов Экспертного совета при Роскомнадзоре по Коми прокомментировали свое решение наказать «7x7» за публикацию народного названия мемориала «Вечный огонь» в Сыктывкаре. В ноябре 2015 года они проголосовали за то, что цитата вопроса из теста «Медузы»* про памятник является осквернением символа воинской славы. 15 января мировой суд поддержал это предложение, судья Наталия Мелихова оштрафовала редакцию на 200 тысяч рублей.

Председатель Экспертного совета, начальник отдела Роскомнадзора по Коми Виктория Пименова не захотела подробно пояснить свою позицию по этому вопросу. По ее словам, все заседания совета проходят в закрытом режиме, а значит, она не имеет права разглашать подробности. Разговор с корреспондентом интернет-журнала она прервала фразой о том, что журналист звонит ей на сотовый телефон. При этом сама Пименова не раз пользовалась своим сотовым телефоном, чтобы связываться с журналистами «7x7» по рабочим вопросам. Например, угрожала редакции неприятными последствиями за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда или на религиозную тематику в первые дни после расстрела сотрудников французского сатирического журнала Charli Habdo.

Член Экспертного совета, омбудсмен в Коми Надежда Быковская назвала публикацию народного названия памятника кощунством. Такое нельзя было публиковать, так как «это свято». По ее словам, название можно произносить «по пьяни», но на трезвую голову этого никто не скажет.

— Меня, как члена комиссии, спросили, я сказала, — отметила Надежда Быковская в разговоре с корреспондентом «7x7».

То есть у вас избирательная карательная практика? — уточнил журналист.

— Почему? Вопрос стоял — конкретно текст, конкретно моя позиция.

Получается, что если это опубликовано у нас, вас это оскорбляет, а у других не оскорбляет.

— Что ты? Почему ты так говоришь? Боже упаси.

Я вас спрашиваю.

— У меня такое мнение и по другим СМИ. Сейчас ты мне скажи, где это было написано, и я тебе скажу свое мнение.

Я не хочу, чтобы репрессивное законодательство применялось в отношении коллег, пусть даже из проправительственных СМИ или желтых СМИ.

— Поймите, вы перешли ту черту, которую нельзя переходить.

А где она проходит?

— Нельзя кощунствовать. Это памятник. Он называется «Вечный огонь». Нельзя было так.

Где эта черта проходит?

— Ты меня тянешь, потому что понимаешь, что нельзя было так делать.

Я лишь спрашиваю, где эта черта проходит, которую мы переступили всей редакцией.

— Назвав ее тем, чем назвали. Это не крокодил. Это нельзя. Даже если закона нет, даже если бы никто не жаловался.

Руководитель пресс-службы МВД по Коми, член Экспертного совета Вера Железцова предпочла не отвечать по телефону на вопросы корреспондента «7x7», а написать свой ответ:

«Монумент „Вечный огонь“ — это символ мужества русского народа, сражавшегося с фашистами, это память о миллионах воинов, павших в борьбе за свободу. Это монумент героям, память о которых мы чтим не один десяток лет. Мы приводим к этому памятному знаку своих детей, воспитывая в них чувство патриотизма и дань уважения не только к павшим солдатам, но и к ныне живущим ветеранам. Я уверена, что с точки зрения исторического значения памятника неприемлемы и оскорбительны подобные сравнения, ассоциации и высказывания.

Считаю, что некоторые слова, которые вызвали полемику, сами по себе и не являются оскорбительными, однако в относительно законченной в смысловом отношении части высказывания, в данном контексте, они воспринимаются как оскорбление.

К тому же следует отметить, что автор публикации в своем интервью умышленно делает акцент на определенном, якобы народном, выражении, подталкивая респондента своими наводящими вопросами к желаемому для журналиста ответу. Тем самым, на мой взгляд, автор интервью, прикрываясь правом на свободу слова, нарушил правила профессиональной этики журналиста, проявив откровенно циничное отношение к символу воинской славы», — считает Вера Железцова.

Эксперты информационно-аналитического центра «СОВА» назвали преследование интернет-журнала «7x7» неправомерным: «Мы считаем, что упоминание ироничного народного названия мемориала, которое высмеивает художественную ценность памятника, не является осквернением символа воинской славы, а преследование „7x7“ неправомерно», — написано на сайте центра.

 

Кто еще публиковал народное название?

Очень много СМИ. Например, 16 июля 2015 года агентство «БНК» опубликовало репортаж «Гости Сыктывкара побывали на экскурсии по „медвежьему углу“». В одном из абзацев упоминается народное название «Вечного огня».

 

 

 

Скриншот новости был сделан вчера, а уже сегодня абзац с упоминанием «Вечного огня» из репортажа пропал.

Писали и другие СМИ в Коми, однако «7x7» не может дать гиперссылки на их публикации, так как в соответствии с КоАП их могут привлечь к административной ответственности. Норма распространяется в течение трех месяцев с момента обнаружения правонарушения.

* выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.