Некоторые кандидаты-единороссы получали скрытое финансирование своих избирательных кампаний за счет бюджетных средств, а также из-за рубежа на выборах в 2015 году. Среди них губернатор Архангельской области Игорь Орлов, говорится в докладе движения в защиту прав избирателей «Голос», который составил его эксперт Станислав Андрейчук.

 

Финансирование через государственные «прокладки»

В статье 58 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сказано, что в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений запрещается вносить пожертвования органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, а также государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Также это делать запрещается юрлицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 30%.

Так, на выборах губернатора Архангельской области кандидат, и.о. главы региона Игорь Орлов («Единая Россия»), получил 2 000 000 рублей от ООО «ОБОРОНПРОМКОМПЛЕКС». Это предприятие на 100% принадлежит ОАО «Центральное Производственно-Комплектовочное предприятие „Оборонпромкомплекс“», владельцем которого являются: государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс», ОАО «ММЗ „Серп и Молот“», Коммерческий банк «Арсенал».

Единственным известным учредителем ГАК «Оборонпромкомплекс» является Министерство имущественных отношений РФ. КБ «Арсенал» также в свое время был основан группой предприятий оборонно-промышленного комплекса и Минатомом России, о чем говорится на сайте банка. Еще 300 000 рублей тому же кандидату пожертвовало ООО «Газпром газораспределение Архангельск», которое на 100% принадлежит ОАО «Газпром Газораспределение». Оно на 99,834% принадлежит ООО «Газпром межрегионгаз», которое, в свою очередь, принадлежит на 100% ПАО «Газпром».

В Воронежской области в избирательный фонд кандидата по одномандатному округу Константину Зубареву («Единая Россия») 100 тыс. рублей пожертвовала компания «Газпроммежрегионгаз Липецк». По данным ЕГРЮЛ, учредителями компании являются управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и ООО «Газпроммежрегионгаз», 100% которого принадлежит АО «Газпром».

Эксперт «Голоса» в докладе делает вывод, что финансирование избирательных кампаний за счет средств предприятий, конечными собственниками которых являются органы государственной власти или местного самоуправления, является весьма распространенной практикой в российской политике. В этом случае фактически нарушается принцип политического нейтралитета государства.

 

Деньги от зарубежных компаний

В движении «Голос» также проанализировали поступление денег в избирательные фонды от иностранных компаний.

Согласно пункту 6 статьи 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вносить средства в избирательный фонд кандидата или партии запрещено иностранным государствам или иностранным организациям, иностранным гражданам, за рядом исключений, лицам без гражданства, международным общественным движениям и т. п.

Наиболее интересным случаем является запрет на финансирование избирательных кампаний российскими юридическими лицами с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30%.

Так, в Архангельской области на выборах губернатора кандидату Игорю Орлову 50 000 рублей пожертвовало ОАО «Котласгазсервис». 50,02% компании принадлежит компании с ограниченной ответственностью «ЛЕЙТЕЛ ТРЕЙДИНГ ЛТД», зарегистрированной на Кипре. Еще 40,47% принадлежит «Архангельскоблгаз», которое на 32,1% принадлежит ОАО «Газпром», и на 25,7 — муниципальному образованию «Город Архангельск».

На выборах в Госсовет Коми одним из доноров списка ЛДПР выступило ООО «АЗИМУТ». В регионе зарегистрировано две компании с таким названием. В отсутствие данных ИНН «Голосу» не удалось выяснить, какая именно из них была спонсором партии, но одна из компаний имеет полностью российских собственников, вторая на 99% принадлежит компании «Коммерческая компания БВО „ПИЛЛАРСТОН ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД“», зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

В Воронежской области кандидат-одномандатник в Советском округе Владимир Свиридов («Единая Россия») получил 100 тысяч рублей от ООО «Келлер Раша». Общество принадлежит двум иностранным компаниям: 95% — британской «КЕЛЛЕР ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД» (KELLER HOLDINGS LIMITED), еще 5% — польской «КЕЛЛЕР-ПОЛЬСКА» (KELLER-POLSKA SP. Z O.O.). Сведений о возврате средств нет.

Эксперт «Голоса» признал, что практика привлечения иностранных средств для финансирования избирательных кампаний весьма распространена и наблюдается на выборах всех уровней — от муниципальных депутатов до выборов губернаторов. В значительной степени эта ситуация стала возможной из-за несовершенства законодательства.

«Тем не менее такие пожертвования должны были быть возвращены после соответствующей проверки в первую очередь на уровне избирательных штабов кандидатов и партий, а затем на уровне избирательных комиссий, чего, в соответствии с официально размещенными сведениями, во многих случаях так и не было сделано», — говорится в докладе.

 

Финансовая прозрачность (а вернее, непрозрачность) выборов

Эксперт «Голоса» констатирует, что в некоторых случаях найти источники поступления средств в избирательные фонды трудно или невозможно.

Во-первых, значительная часть денег поступает в избирательные фонды кандидатов от физических лиц. Каких-либо сведений об этих гражданах опубликованные данные не содержат, поэтому установить их невозможно. При этом многие пожертвования от физических лиц фактически лишь маскируют реальных собственников этих средств.

Во-вторых, основным источником средств, поступающих на избирательные кампании, являются сами политические партии. В-третьих, часть средств в избирательные фонды перечислялась общественными организациями, в том числе фондами, учрежденными политическими партиями.

Например, в Калужской области 1,4 млн рублей в фонд кандидата в губернаторы от «Единой России» Анатолия Артамонова поступило от регионального общественного фонда регионального развития, также учрежденного Фондом поддержки «Единой России». Во всех этих случаях конечных собственников средств, поступивших через указанные фонды, на основе общедоступных данных установить невозможно.

Довольно абсурдной выглядела ситуация с публикацией финансовых данных на выборах в Воронежскую городскую Думу, где минимальный размер пожертвования, информация о котором подлежит обязательному обнародованию, установлен для избирательных фондов партий в 2 млн 35 тысяч рублей, для кандидатов — в 85 тысяч рублей. Таким образом, эта планка в отношении партийных списков оказалась выше федерального значения в 81,4 раза, а в отношении кандидатов-одномандатников — в 4,25 раза.

Много вопросов у составителей доклада возникло и к избирательным комиссиям в регионах, которые или не опубликовали информацию о финансировании кампаний кандидатов и партий, или сделали это не в полном объеме.

Так, некоторые финансовые документы, опубликованные избирательными комиссиями, содержат абсурдные формулировки, не предусмотренные законодательством. Например, в Воронежской области сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты регионального Законодательного собрания сопровождаются припиской от регионального избиркома: «Внимание! Так как отчет содержит необработанные платежи, сведения, содержащиеся в нем, могут быть недостоверными или неполными». При этом сведения были опубликованы 29 октября, в то время как финансовые данные были представлены «Сбербанком» 9 октября. То есть региональная избирательная комиссия, спустя полтора месяца после окончания избирательной кампании и 20 дней после представления банком сведений, так и не удосужилась их проверить. Тем более, что особой проверки эти сведения не требуют, поскольку данные формируются почти автоматически, исходя из сведений о движении средств на банковском счете.

 

Закон и так ужесточен достаточно

Политолог Александр Кынев считает, что в данном случае путь еще большего ужесточения избирательного законодательства «тупиковый и порочный» — закон и так ужесточен более чем достаточно, рассказал он «РБК».

«Бизнес на то и бизнес, здесь, как в правиле нескольких рукопожатий, по цепочке связываются разные компании. Если ужесточать закон, выйдет так, что вообще никто не сможет финансировать кампании», — считает он.

Напротив, по мнению Кынева, следует идти по пути упрощения закона и снятия ограничений, так как по-настоящему от них страдает только оппозиция — «власть себя сама не накажет». Как показывает практика, следящие за выборами и партиями ведомства довольно мирно реагируют на подобные вещи или не замечают их вообще, констатирует эксперт.

А на подобные доклады реакция власти выражается чаще всего в появлении проблем у их авторов, добавляет эксперт.

Организация «Голос» занимается мониторингом нарушений на выборах. В июне 2014 года Минюст внес ассоциацию «Голос» в реестр иностранных агентов. После этого организация, существовавшая как ассоциация НКО «В защиту прав избирателей «Голос», перерегистрировалась в качестве движения в защиту прав избирателей «Голос».

В «Голосе» считают, что их деятельность еще более осложнится после принятия законодательных поправок, которые на днях внесли в Госдуму единороссы. Поправки вводят дополнительные требования для журналистов в день выборов. Нововведения не позволят кандидатам и некоммерческим организациям отправлять на избирательные участки своих наблюдателей под видом представителей СМИ. Дума может принять их в окончательном чтении уже 26 февраля.

Законопроект об обязательной аккредит​ации помешает работе «Голоса» и подобных организаций наблюдателей. По мнению сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, этот законопроект — намеренная попытка резко сократить число независимых наблюдателей на выборах.