Очередное судебное заседание, посвященное связанным с попыткой убийства бывшего мэра Йошкар-Олы событиям, обвиняемый в организации преступления предприниматель Александр Туруев пропустил из-за инсульта. Его несостоявшуюся жертву неожиданно поместили в камеру, в которой на всех предыдущих заседаниях находился подсудимый.
В Йошкар-Олинском городском суде 10 февраля прошло очередное заседание по делу о попытке убийства мэра Йошкар-Олы. В апреле 2015 года, когда эту попытку пресекли правоохранительные органы, главой администрации столицы Марий Эл был Павел Плотников. Практически сразу после завершения спецоперации, связанной с таинственным исчезновением мэра, стало известно имя организатора планировавшегося покушения. Им оказался йошкар-олинский бизнесмен Александр Туруев, родственник руководителя администрации главы Марий Эл Дмитрия Турчина. Спустя полгода эти события, если брать во внимание официальное разъяснение, послужили причиной отставки Турчина. А несколькими месяцами ранее — в начале ноября 2015 года, вероятно, эти же события сказались на политической и человеческой судьбе Павла Плотникова. Мэр Йошкар-Олы был исключен из «Единой России», снят с должности главы городской администрации и практически сразу оказался фигурантом одного, а потом и нескольких уголовных дел. Плотникова обвинили во взятке новой квартирой, которую он получил все от того же Туруева (по показаниям самого Туруева, которые тот, по информации Павла Плотникова, давал на следующий день после заведения уголовного дела о взятке) и незаконном предпринимательстве. Бывший мэр сразу же оказался в йошкар-олинском СИЗО — туда несколькими месяцами ранее был доставлен Туруев.
Обвинение, предъявленное Туруеву представительством Генпрокуратуры в ПФО, подтвердило — предприниматель был организатором убийства Павла Плотникова, разработал план преступных действий, нашел исполнителя и даже осуществил предоплату. На всех судебных заседаниях Александр Туруев находился в камере, размещенной в зале судебных заседаний городского суда Йошкар-Олы. Павел Плотников, которого также доставляли из следственного изолятора под конвоем, находился в зале, на скамье, предназначенной для слушателей и свидетелей. Поэтому довольно неожиданно было увидеть жертву планировавшегося убийства, помещаемую в зале суда в камеру для обвиняемых. То, что настоящего обвиняемого на заседании не будет, стало понятно после вопроса Плотникова, адресованного адвокатам Туруева, после того, как конвоиры отвели его в камеру.
О том, что Александр Туруев находится на стационарном лечении и не может присутствовать на судебном заседании, присутствующим сообщил судья. Владимир Волков также оповестил собравшихся о том, что в ходе заседания сменился секретарь — предыдущему одной из сторон был заявлен отвод. Председательствующий также разрешил сделать несколько фотоснимков из зала суда: он просил не фотографировать себя, представителей прокуратуры (они возражали), определив направление — камеру, в которой находился Павел Плотников (его позиция: «По усмотрению суда») и сидящие перед ней адвокаты Александра Туруева («Не возражаем, поскольку нашего подзащитного на заседании нет»).
Дальнейшие события открывшегося заседания были связаны с изучением материалов, свидетельствовавших о невозможности для Александра Туруева присутствовать в суде. Владимир Волков зачитал ответы на запросы суда главврачу городской больницы, в которую помещен на стационарное лечение подсудимый. Выяснилось буквально следующее: 7 февраля к Туруеву, находящемуся в СИЗО, была вызвана бригада скорой помощи. Накануне его самочувствие существенно ухудшилось. Медики, как зачитал судья, диагностировали острое нарушение мозгового кровообращения. Из следственного изолятора Туруев был переведен в городскую больницу. Несколько ответов медиков суду содержали ссылки на диагноз заболевания, перенесенного Александром Туруевым в последние дни: ишемический травматический инсульт. Также медики констатировали наличие у подсудимого гипертонической болезни третьей степени. Его нахождение на стационарном лечении продлится до 21 февраля.
Адвокаты Туруева, в судебном заседании его интересы представляют Андрей Владимиров и Олег Головёнкин, выступили с ходатайством об изменении меры пресечения в отношении их подзащитного на более мягкую. Очевидно, в связи с происшедшими недавно событиями. По словам Головёнкина, Туруев, после направления его в городскую больницу находился какое-то время в отделении реанимации, где для улучшения его состояния принимались меры экстренной терапии. К тому же со ссылкой на врачей, осматривавших Александра Туруева, Олег Головёнкин сообщил суду о том, что перенесенный его подзащитным инсульт — второй по счету. Предыдущий был месяц назад. По мнению адвокатов, болезнь Александра Туруева прогрессирует. Конвоиры, сопровождавшие его в больницу, рассказали им о том, что правые рука и нога подсудимого отнимались, он практически не мог передвигаться самостоятельно. Также, по словам Олега Головёнкина, об ухудшающемся состоянии Туруева свидетельствует и его поведение во время судебных заседаний: несвязная речь, большие перерывы между словами.
Несмотря на такое состояние, их подзащитного продолжают пристегивать наручниками к кровати в больнице, — привел самый эмоциональный довод адвокат Головёнкин. Защита Туруева предложила изменить меру пресечения для него на домашний арест или освобождение под денежный залог, аргументировав невозможность для обвиняемого скрыться от правосудия.
Мнение представителей прокуратуры, высказанное ими в ответ на просьбу судьи, было следующим: для удовлетворения ходатайства необходимо соответствующее заключение медицинских экспертов, а оно представлено не было. Это ходатайство, связанное с изменением меры пресечения рассматривается в совещательной комнате. Владимир Волков отвел себе полтора часа на вынесение решения по этому вопросу. В результате ходатайство было отклонено. Среди доводов прозвучали: «Подсудимый обладает обширными связями, имеет достаточные материальные ресурсы, оказавшись на свободе, может воздействовать на результаты дела». Мера пресечения в отношении Александра Туруева остается неизменной — согласно предыдущим судебным решениям он может находиться в Йошкар-Олинском СИЗО до 29 июня 2016 года.
В связи с вынесенным решением и с учетом состояния здоровья Александра Туруева в расписании работы суда произошли некоторые изменения. Так, планировавшиеся на 15 и 19 февраля очередные заседания отменены. Учитывая, что нахождение подсудимого на стационарном лечении завершится 21 числа, следующее заседание должно состояться 25 февраля.