В Коми в 2015 году выявлено 278 преступлений коррупционной направленности — на 13% больше, чем в 2014. Причем, как сообщил прокурор республики Сергей Бажутов, большую часть из них (212) составляют тяжкие и особо тяжкие.
В своем докладе на итоговом заседании коллегии прокуратуры он рассказал, что по материалам прокурорских проверок возбуждено 36 уголовных дел по 39 преступлениям, большинство из которых широко освещались в СМИ. В их числе прокурор назвал дела в отношении депутата Госсовета РК Михаила Брагина, бывшего ректора СГУ Марины Истиховской и бывшего главы администрации Сыктывкара Ивана Поздеева. В настоящее время завершается расследование уголовного дела бывшего руководителя Комитета связи и информатизации РК Александра Селютина, обвиняемого в хищении бюджетных средств в сумме более 10 миллионов рублей.
Бажутов отметил, что 35% подобного рода преступлений — это дача и получение взяток. Причем в четыре с лишним раза возросло взяточничество в крупных и особо крупных размерах.
— В Вуктыле и Сосногорске, а также Корткеросском районе преступления, связанные с дачей и получением взятки, вообще не выявлялись, — посетовал прокурор республики. — А в Прилузском районе, где прокурорские проверки выявили массовые хищения бюджетных средств при исполнении муниципальных контрактов, борьба со взяточничеством свелась к привлечению к ответственности водителей, дающих взятки сотрудникам ГИБДД в размере нескольких сотен рублей.
Успех в борьбе с коррупцией, по мнению Сергея Бажутова, во многом зависит от тех средств, которыми она ведется. Это не только наказание в виде реального лишения свободы, но и возможность потерять те материальные блага, ради которых коррупционер идет на преступление. Поэтому особую актуальность приобретают такие меры, как возмещение ущерба и конфискация имущества. Однако в этом деле допущено немало просчетов.
В прошлом году ущерб по направленным в суд 111 уголовным делам коррупционной направленности составил более 285 миллионов рублей. При этом сами обвиняемые добровольно погасили убытки только на 4 миллиона. По 22 уголовным делам имущество, выступавшее объектом преступного посягательства, следственные органы изъяли. 15 дел уже рассмотрены судом, имущество возвращено потерпевшим или обращено в доход государства. По 52 уголовным делам, по которым ущерб не возмещен в полном объеме, пришлось принять дополнительные меры по восстановлению имущественных прав потерпевших и государства. По 20 уголовным делам на такого рода имущество наложен арест на сумму более 191 миллиона рублей. Но лишь в 15 случаях стоимость имущества являлась достаточной для возмещения ущерба. А вот по 32 уголовным делам имущество вообще не арестовывалось.
Прокурор привел такой пример: суд принял решение об удовлетворении имущественного иска прокурора Воркуты к бывшему градоначальнику заполярного города Анатолию Пуро о взыскании с него ущерба, нанесенного муниципалитету, в сумме около шести миллионов рублей. Органы расследования долго не принимали меры по наложению ареста на его имущество, и экс-мэр успел продать принадлежавший ему автомобиль Toyota Land Cruiser 200. Между тем за счет реализации этого дорогостоящего внедорожника можно было бы частично погасить причиненный ущерб.
Напомним, Пуро был приговорен за ряд преступлений к двум годам лишения свободы в колонии-поселении, а в прошлом году освободился по амнистии.
— Как показывает практика, коррупционеры неохотно возмещают ущерб, хотя возможности для этого у них имеются, — подчеркнул Сергей Бажутов. — При изучении исполнительного производства по иску прокурора к возмещению ущерба в размере 2,5 миллиона рублей с бывшего главы администрации Эжвинского района Сыктывкара Николая Сосновского установлено, что с 2013 года должник добровольно его не погашал. При этом судебный пристав не принял меры по аресту и реализации у него двух гаражей и двух квартир. Только после вмешательства прокурора должник все-таки возместил около двух миллионов рублей.
Николай Сосновский в 2010 году был приговорен Эжвинским районным судом за превышение должностных полномочий при предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда к двум годам лишения свободы условно и возмещению ущерба, как было сказано, в 2,5 миллиона рублей.
Прокурор также сообщил, что в прошлом году суды вынесли 86 обвинительных приговоров в отношении 92 коррупционеров. И по 25 делам имелись основания для конфискации их имущества. Но она применялась только по 22 делам на общую сумму 22 миллиона 865 тысяч рублей. И лишь по 18 делам в ходе расследования были приняты обеспечительные меры. По 14 из них был изъят предмет, подлежащий конфискации, по четырем наложен арест на имущество. В Сыктывкаре, Усинске и Печоре были случаи, когда суды вообще не вынесли решения о конфискацию имущества обвиняемых по трем уголовным делам в отношении четырех лиц на общую сумму около миллиона рублей. Государственные обвинители, нарушая приказ генерального прокурора, просто не предложили суду использовать эту меру.