Музей Сыктывкарского государственного университета. В большом зале около двухсот человек — лидеры стройотрядов, тьютеры, артисты, спортсмены. Золотая (в хорошем смысле слова) молодежь вуза. Все ждут врио главы Коми Сергея Гапликова, который опаздывает. Он заканчивает встречу с руководством СыктГУ и профессорско-преподавательским составом.
За пару минут до его прихода ведущая мероприятия просит встретить врио главы стоя. Когда заходит Гапликов, студенты действительно вскакивают со своих мест и аплодируют. Врио главы подходит к небольшому столику, немного смущается.
Так началась встреча Сергея Гапликова со студентами СыктГУ. По ее ходу он несколько раз брал слово и рассказывал о своих студенческих годах, травил анекдоты, вспоминал Олимпийские игры (раньше Гапликов руководил корпорацией «Олимпстрой»). Вообще, он вел себя гораздо более раскрепощенно и открыто, чем на официальных заседаниях.
«7x7» приводит несколько высказываний врио главы Коми. Штрихи к портрету:
— Когда сюда зашел, почувствовал драйв. Это состояние роста крыльев за спиной. Общаясь с вами, находясь в вашей среде, понимаю, что жизнь продолжается. Сегодня на встрече с преподавателями мне подарили книгу «Как остановить физиологическое старение». Я подумал, что я так плохо выгляжу. Потом мне объяснили, что это научная разработка университета.
Университет имеет удивительную базу. И сегодня, на мой взгляд, вы сделали правильный выбор в жизни. Я знаю московские вузы, петербургские вузы, вузы при крупных научных центрах. Но Сыктывкарский университет — это особая атмосфера. Это уникальная база, которой вряд ли может похвастаться другой университет. Вы выбрали правильный университет. Я уверен, что сегодня в университете есть то, что даст весомый социально-экономический эффект, о котором не могут мечтать ведущие вузы страны.
Мое студенчество желанное было. Я очень хотел учиться в высшем учебном заведении. Я стремился, будучи рожденным в национальной республике, Средней Азии, вырваться в центр, доказать, что я что-то могу. Но поверьте мне, что те предпосылки, которые формировались, особенно в преддверии распада Советского Союза, они достаточно глубоко ощущались. Я хотел поступить в высший технический вуз, и я в него поступил. Бауманское техническое училище, где было 28 академиков в качестве преподавателей. И когда я из сотни, кто сдавал физику и математику, единственный прошел... Для меня студенчество — это особая жизнь. Не пройдя студенчество, я вряд ли бы сформировался как человек.
А студент я был разбитной. Многое забывал, где-то не выполнял. Но потом одумался. Мне удалось на определенном этапе заставить себя. И я считаю, что сделал правильно...
Я по жизни пацифист, стремлюсь по жизни сделать доброе. А профессию, к сожалению, выбрал милитаристскую. Я был на кафедре, которая производит оружие, вооружение, начиная от патронов, заканчивая баллистическими ракетами. Но я счастлив, что мне в жизни не удалось применять свою прямую специальность.
У нас защита проходила закрыто. Понимаете, секретные разработки. И вот на защите руководитель аттестационной комиссии одной девушке задал вопрос: «Вы что нарисовали?». Она: «Это противотанковая управляемая ракета». Раньше она управлялась на проводах. Раньше не было радиоуправления. И когда ее выстреливали, то управляли джойстиком, куда она летит. И девушка разработала такую ракету. И преподаватель ее спросил, как она ей управляет. А ракета называлась «на вожжах». Она говорит: «На вожжах». Он: «Это как?». А она: «Вот так (показывает, как управляют вожжами, и чмокает губами)».
А еще мы любили в карты играть. Надеюсь, не покажут по телевидению, а то потом придется оправдываться. Мы играли в преферанс на задней парте.
Однажды мы с друзьями «буцкались» около аудитории. И один взял зачетку у другого и под дверью кинул к ноге преподавателя. Он поднял ее, посмотрел, что студент Иванов хорошо учится, и поставил пять баллов. И обратно под дверь зачетку. Парень берет и видит там пять баллов. Второй думает, что, может, и ему поставят. И тоже под дверь кинул зачетку. Преподаватель смотрит, что Сидоров двоечник. И поставил двойку. И написал, что шутка устарела и чтобы он приходил сдавать экзамен.
Хоть мне медведь на ухо наступил, но чего-то на баяне я пытался изобразить. Иногда в доме друзей играю на гитаре, иногда сочиняю стихи.
Вы все помните, что нынешний президент страны Владимир Владимирович Путин начинал свою студотрядовскую деятельность в республике. А потом, есть магия цифр. Сегодня он [Путин] играет в хоккей активно. Вы видели футболку, которую он носит? Номер 11. Я думаю, что тот строительноотрядовский опыт, который он тут приобрел, заложил в него трудоспособность и работоспособность.
Я смотрю КВН. Я не такой загруженный. Мой близкий товарищ Константин Эрнст, он говорил, что он создаст мне возможность и я попаду живьем на КВН. Мне хочется Маслякова потрогать.
А Константин Львович мой большой друг. Мы с ним прошли испытания во время подготовки к Олимпийским играм. Я могу гордиться тем, что могу называть его другом. Вообще, он очень творческий человек.
Когда выбирали песню, под которую наши выходили на Олимпиаде [на церемонии открытия игр в Сочи], была песня «Нас не догонят», вернее, ее сочетание с We are the champions [на самом деле на открытии Олимпиады фразы из песни «Нас не догонят» были положены на ритм из другой песни группы Queen – We will rock you]. Мы сидели вечером, долго ломали голову. Они сидели, выпивали шампанское, фантазировали. Сначала нам предложили три варианта песни. Я пришел, Костя позвал меня послушать их. Они включили. Сначала шла композиция We are the champions группы Queen, а потом «Нас не догонят». И тут Костя сказал: «А если вместе?».
Ребята ушли в соседнюю комнату, где стояла аппаратура. Я скептик. Я говорю: «Костя, какие We are the champions? Нам бы пятое место занять». Тогда очень сложный период был в жизни, подготовка. А надо до последнего верить, что ты чемпион. До последнего. Костя, он такой. И они принесли флешку, вставили. Там зазвучала песня We are the champions, а в конце издевка — «Нас не догонят».
Можно я лучше анекдот расскажу. Я, вообще, люблю анекдоты, связанные с еврейским фольклором, с отдельными философскими мыслями. Абрам приходит домой вечером. Заходит в спальню, а Сара лежит на кровати, ноги, руки разбросала. Она говорит: «Угадай, чего я хочу?». Он: «Ну ясное дело — всю кровать занять» [тишина в зале, после паузы Гапликов добавляет]. Все! [всеобщий смех]. «Я вам хочу пожелать — занимайте всегда всю кровать».