Пожар в Новохоперском психоневрологическом интернате в Воронежской области, случившийся в ночь на 13 декабря, унес жизни 23 человек. 14 декабря объявлен в регионе днем траура. «7x7» собрал в обзоре наиболее важные факты, известные на этот час.

Каковы были обстоятельства пожара?

Психоневрологический интернат расположен в селе Алферовка, в более чем 200 км от Воронежа. По официальным данным, пожар начался около 23.00 12 декабря в одном из корпусов, локализовать огонь удалось к 01.00, а ликвидировать — к 03.05. На момент пожара в здании площадью более 600 квадратных метров находились 74 человека — 70 пациентов и четверо медиков. 23 человека погибли (все они были пациентами, список опубликован МЧС), еще 23 пострадали, шестеро из них вечером 13 декабря находились в реанимации.

Очевидцы пожара рассказали об обстоятельствах журналистам «Блокнот. Воронеж».


Как отреагировали власти?

По факту гибели 23 человек региональный Следственный комитет 13 декабря возбудил уголовное дело по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса («Причинение смерти по неосторожности, двум и более лицам»). В тот же день в рамках расследования прошли обыски в департаменте социальной защиты Воронежской области, были допрошены сотрудники отдела надзорной деятельности МЧС по Новохоперскому району и изъяты материалы семинаров по противопожарной безопасности на объектах социального значения в главном Управлении МЧС России по Воронежской области.

Глава МЧС Владимир Пучков, прилетевший в Воронеж 13 декабря, признал, что ранее в интернате находили нарушения пожарной безопасности, но, по его словам, все они устранялись.

На место пожара в тот же день приезжал и воронежский губернатор Алексей Гордеев. Его указом 14 декабря в Воронежской области было объявлено траурным днем. Свои соболезнования в связи с произошедшим выразил президент Владимир Путин. Сообщается, что семьи погибших получат по 500 тысяч рублей, а семьи пострадавших по 100 тысяч рублей.


Что стало причиной возгорания?

Официальной версии еще нет. Глава МЧС Пучков отметил, что само здание было ветхим: оно было 1960-го года постройки, а перекрытия в нем были деревянными.

Родственники одного из пациентов рассказали журналистам, что тот признавался: в здании курили. В другом интервью сотрудник интерната Борис Быценко утверждает, что ни сигарет, ни спичек у пациентов не было, а причина могла быть в неисправности электропроводки.


Что будет с интернатом дальше?

Интернат будет расформирован к 1 февраля 2016 года (сейчас оставшиеся корпусы продолжают работать), а всех пациентов переведут в другие учреждения.

Фото РИА «Воронеж»


Что писали о пожаре?

Пожар стал одной из главных тем дня 13 декабря для СМИ и социальных медиа. Фоторепортажем гражданского активиста Константина Рубахина о жизни пациентов интерната в Фейсбуке поделились более 600 пользователей. Рубахин пишет, что среди пациентов было много тех, кого «списали, чтобы освободить квартиру».

Депутат Госдумы Дмитрий Гудков упрекнул вице-премьера Ольгу Голодец, пообещавшую найти деньги для реконструкции интерната, в популизме: «Вице-премьер Голодец заявляет, что теперь-то уж власти РФ найдут деньги на реконструкцию ветхих психоневрологических интернатов. А всех прочих интернатов? А когда загорится не интернат, а какой-нибудь другой барак? И да, напомню Ольге Юрьевне, что в 13 году, после пожара такого же интерната под Новгородом, она говорила ровно то же самое. Что федеральный центр окажет помощь, что уже теперь-то самое пристальное внимание. Что было сделано за эти два с половиной года? Почему вице-премьер, не стесняясь, говорит те же самые слова, будто у людей настолько короткая память?».

Его коллега депутат Оксана Дмитриева считает, что пожар стал «следствием бездумных реформ в бюджетной сфере (83 ФЗ) и урезанием соц.расходов».

Глава благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская призвала вспоминать о проблемах психоневрологических интернатов не только после ЧП: «Когда уже до каждого дойдет, что мы не можем, как общество, спокойно относиться к наличию таких учреждений в том виде, в каком они существуют. Надо думать как реально оказывать помощь людям с психиатрическими и интеллектуальными нарушениями. Как быть с такими одинокими людьми. И как препятствовать родственникам в нарушении жилищных прав таких людей. Часто это основная причина «сдачи» в интернат тех, у которых родственники есть».

Воронежский гражданский активист Виталий Иванищев отметил, что даже после такой трагедии не стоит ждать громких отставок в регионе: «По хорошему, после трех десятков погибших, если не сам губер, то человек 10 из ближайшего окружения, должны уйти в отставку. Но это в правовом государстве. У нас окажется, что пациенты сами виноваты».