Накануне еженедельник «Красный город» сообщил об иске на 100 тысяч рублей, поданном на газету в суд бывшим мэром Йошкар-Олы Павлом Плотниковым. Исковое заявление касается опубликованной 5 ноября фотографии, которая, по словам Плотникова, является документом уголовного дела, связанного с раскрытой попыткой покушения на него. На фотографии не очень высокого качества, очевидно, изображена сцена имитации убийства экс-мэра, сделанная в апреле, когда проводилась операция по задержанию участников и организаторов покушения на него.
Поскольку фотография была опубликована также и в интернете, Павел Плотников требует прекратить использование изображения на сайте «Красного города», уничтожить весь тираж еженедельника, выпущенный 5 ноября, а также взыскать с издания компенсацию морального вреда.
Заседание в Йошкар-Олинском городском суде по иску состоится 21 декабря.
«7x7» попросил прокомментировать ситуацию юриста Центра защиты прав СМИ Светлану Кузеванову.
— С высокой долей точности оценить перспективы рассмотрения иска бывшего мэра Йошкар-Олы сложно, — отметила медиаюрист, участвовавшая в более чем ста процессах по вопросам диффамации (распространения порочащих сведений) в СМИ. — Исход дела будет зависеть от того, какие аргументы редакция газеты сможет представить в свою защиту. В соответствии с действующим законодательством, редакции СМИ вправе не брать согласие на использование изображения гражданина, если на то имеется государственный, общественный или иной публичный интерес. Учитывая публичный статус истца и факт содержания его под стражей в связи с возбужденным уголовным делом, конечно, можно говорить о наличии общественного и публичного интереса в публикации фото экс-мэра. Если суд признает, что общественный интерес в публикации его фотографии был, то исковые требования, скорее всего, будут признаны необоснованными, а редакция подтвердит свое право публиковать такого рода фотографии. Однако, следует отметить, что грамотно обосновать наличие того самого общественного или публичного интереса бывает крайне сложно. Для судей защита общественного интереса как цель профессиональной деятельности журналистов остается зачастую до конца не понятой категорией. В то же время личность истца с учетом ракурса съемки однозначно не определяется, а сама фотография плохого качества, что тоже может быть учтено судом при решении вопроса о возможной компенсации нравственных страданий истца.