Накануне глава Марий Эл дал подробное интервью телеканалу «РЕН ТВ Регион 12». Леонид Маркелов затронул следующие темы:
О бюджете республики на 2016 год
Он будет непростым. Создавая предприятия, которые смогли платить налоги, республика смогла уже осуществить многие проекты. Глава региона привел в пример амбулатории, строящиеся во многих населенных пунктах. Обозначил позицию по поводу ликвидации муниципалитетами непрофильных активов:
— Зачем в Йошкар-Оле парикмахерская? Не функция мэра города усы, бороды подстригать. А деньги, которые в результатете аукциона получены в бюджет, пойдут на ремонт дорог. Задача муниципального образования — дворы мести, а арендатор отремонтирует помещение, форму персоналу пошьет, кассовые аппараты поставит. А деньги, которые получит бюджет, — это доходы от аренды на 20 лет вперед.
Леонид Маркелов анонсировал появление собственных программ приватизации в каждом муниципальном образовании.
— Деньги на зарплату педагогам, приобретение учебников, заложены в бюджете. Построим еще школы, — пообещал глава республики.
— На ремонт дорог дадим денег больше, чем в 2015 году.
О Павле Плотникове
— Человек, который назначен исполнять должность сити-менеджера Йошкар-Олы — из приличной семьи, талантливый человек. Уважает старших и ценит тех людей, которые делают добро. Бывший сити-менеджер… У меня много работы, я полмесяца в разъездах. Если нет команды, я даю поручения, думаю, что они исполняются. Также было и с этим молодым человеком… Я уважаю Олега Павловича (бывшего мэра Йошкар-Олы Олега Войнова). Он мне это молодое дарование порекомендовал. Оказывается, это молодое дарование с 2012 года активно занимается коммерческой деятельностью. Олег Павлович — грош цена вашей работе! Вы меня подвели — человека, который к вам трепетно относился, защищал вас и всегда поддерживал. Это была ваша грандиозная ошибка и просто подстава в отношении меня.
Вы должны были знать, что он занимается этим бизнесом. Я же не имею собственных оперативных работников, которые в республике смотрят, слушают и т. д. А сейчас выясняется, что мэр создал несколько лет назад фирму коммерческую — с неким предпринимателем Туруевым, еще с кем-то… Учредителем была его теща, старушка. Она представляла его интересы. Но это следствие должно доказать.
В городе налоги состоят из сборов — на собак, на проезд, на аренду — и налога на имущество физических лиц. Это крохи. Правительство Российской Федерации передало на уровень Республики Марий Эл подоходный налог. Львиную его долю мы передали в город. Если бы мы его не передавали, а оставили у себя, то город бы сводил концы с концами. Надо понимать, что не Плотников заработал, а предприятия республики заплатили налоги.
Я к нему нормально относился и городу помогал, не потому, что мне Плотников нравился или не нравился, а потому, что мой долг столицу республики привести в надлежащий вид. И я ее привел за это время.
С Войновым у нас было полное взаимопонимание, он понимал, что не надо мешать Леониду Игоревичу, надо работать в одном строю: я коренник, а они пристяжные. Мы республику вывели вперед. А этот паренек ухитрился так развить свою бурную деятельность, что мне приходится краснеть, отвечать на эти вопросы.
По словам Леонида Маркелова, информацию об истинном характере деятельности Павла Плотникова на посту мэра он узнал лишь месяц назад.
— Муниципальным служащим прямо запрещено заниматься бизнесом — лично или через представителей. Что касается нас, правительства республики, мы приняли как должное решение депутатов городского собрания. Прочитав письмо, я обалдел, — отметил глава Марий Эл, не уточнив, впрочем, о каком из множества распространявшихся разными участниками недавних событий писем идет речь. Можно предположить, что обалдеть можно было после ознакомления с содержанием каждого из них. Известно, например, о письме в адрес министра МВД России, которое подписали депутаты городского собрания. Павел Плотников написал письмо Владимиру Путину. А глава городского округа, председатель Собрания депутатов Йошкар-Олы Александр Принцев — прокурору республики.
— Обращение — не то, что Плотникова поддержали, а обратились к одному органу, чтобы он расследовал деятельность другого, — уточнил Леонид Маркелов, и стало ясно, что он, скорее всего, имел в виду:
— Прочитав обращение депутатов, прокуратура разобралась.
— У меня не было личного конфликта с мэром, — отметил глава региона. — Он неожиданно съездил в Нижний Новгород и вернулся оттуда, как будто его с цепи сорвали. Пришел ко мне, сказал, что будет бороться. Я спросил: «Со мной?». Он ответил: «За свою семью буду бороться». Я ему сказал, что есть жалобы на вас, предпринимателей «кушаете», хамите им. Ваш товарищ, господин Саврасов, имеет фирму. Вы ее умудрились поставить на подряд при строительстве детского сада. Она допустила массу нарушений…
По Плотникову только начало работы, — считает Леонид Маркелов. Он сообщил телезрителям о том, что в его адрес уже поступило порядка 50 жалоб на деятельность экс-мэра Йошкар-Олы.
О приватизации йошкар-олинских «Водоканала» и ТЭЦ-1
— Приватизация «Водоканала» и ТЭЦ-1. Я об этом услышал в выступлениях Плотникова. Он врет, нагло врет. Дело в том, что есть требование федерального закона об акционировании этих предприятий. Должна быть прозрачная схема. Неужели вам, горожанам, не интересно, куда поступают ваши деньги? Вот вы за воду платите, за канализацию… Моя позиция была — исполнить закон, подписанный нашим президентом. Нужно создать акционерное общество, совет директоров, куда войдут депутаты, руководители предприятий, члены правительства…
Леонид Маркелов зачитал данные из принесенной им в телевизионную студию ведомости: в документе значилось, что фирма, очевидно, принадлежащая Павлу Плотникову (так ее идентифицировал Леонид Маркелов, упомянувший название — «Столица»), заплатила за площадку, находящуюся на бульваре Чавайна («почти центр города»), полтора миллиона рублей, в то время как коммерческая фирма, принадлежащая другому учредителю (очевидно, не связанному с экс-главой администрации Йошкар-Олы), заплатила 14 млн за площадку в 9-м микрорайоне (на периферии города).
— Почему фирмы, в деятельности которых участвует мэр города, платят меньше? — задался вопросом Леонид Маркелов. — Мне важно, чтобы правила были открытыми и прозрачными. Мы дошли до того, что земля в Йошкар-Оле стоила почти как в Нижнем Новгороде, — добавил он. Глава республики также отметил, что фирмы, руководимые «тещей Павла Вячеславовича, получали разрешительные документы мгновенно, а другие компании — годами»:
— Я считаю, что, если теща за один день получала, всем остальным тоже должны за день предоставлять, — поставил заочную задачу новому сити-менеджеру Евгению Маслову глава региона.
— Требования никакого к приватизации нет, — Леонид Маркелов вернулся к теме. — Тем более отдать в частные руки. Но если неэффективно предприятие работает, имеет убытки (а наше ТЭЦ-1 имеет убытки), рекомендовано отдать часть акций по соглашению эффективному собственнику, который бы вложил миллиард в это предприятие. А получил бы 10%. Часть денег пойдет на инвестирование ТЭЦ, а остальное — на ремонт дорог, строительство сетей…
О вакантной должности мэра Волжска после переезда Евгения Маслова в Йошкар-Олу
— Никто не хочет, из приличных, Волжск возглавить. Волжане не верят, что республика дотации направляет городу… Я в тупике, не знаю, кого в Волжск направить. Со стороны придется брать, — предположил Леонид Маркелов.