Что происходит с Вячеславом Гайзером и другими фигурантами?
Всего в деле 19 фигурантов — это предполагаемые руководители и участники преступного сообщества. Под стражей в следственном изоляторе находятся бывший глава Коми Вячеслав Гайзер, его бывший заместитель Алексей Чернов, экс-заместитель председателя правительства региона Константин Ромаданов, бывший сенатор Евгений Самойлов, бывший спикер парламента Коми Игорь Ковзель и предприниматель Валерий Веселов. Также под арестом находятся «финансисты-технологи» Фаерштейн, Моляров, Москвин, Гольдман, Кудинов, Марущак, Либензон, Моторина, Хрузин. Предприниматель Юрий Бондаренко находится под домашним арестом, а бизнесмен Александр Зарубин объявлен международный розыск и, по некоторым данным, может находиться в Англии.
На этой неделе всем им суд продлил срок содержания под стражей до марта 2016 года. К этому моменту они будут находиться в изоляторе уже полгода. Также до середины апреля 2016 года продлен и срок следствия по делу.
На сегодня лишь Гайзер отказался от одного из адвокатов.
Никто, кроме Павла Марущака, публично никак не контактирует с внешним миром. Бывший начальник управления информации администрации главы и правительства Коми завел блог на «7x7», где описал, что испытывает отчаяние от нахождения в СИЗО. Экс-чиновник планирует писать туда регулярно.
В чем подозревают задержанных?
Гайзеру, Чернову, Фаерштейну, Москвину и Кудинову помимо создания преступного сообщества вменяют отмывание денежных средств и мошенничество. Ковзелю, Самойлову, Ромаданову, Веселову, Малярову и Либинзону — создание преступного сообщества и мошенничество; Хрузину — организацию преступного сообщества и отмывание денежных средств. Марущак, Бондаренко и Гольдман обвиняются только в организации преступного сообщества, а Либинзон в создании преступного сообщества и мошенничестве. Зарубину, которого считают реальным руководителем предполагаемого преступного сообщества, согласно данным суда, вменяют только мошенничество.
Никто из фигурантов дела своей вины не признал, кроме экс-сенатора Самойлова, активно сотрудничающего со следствием.
Следствие считает, что Гайзер с сообщниками организовали схему хищения государственных активов, пока ущерб, нанесенный республике, оценивается в 1,1 млрд рублей. По версии силовиков, фигуранты дела через «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» получили контроль над 23 наиболее рентабельными предприятиями с государственным участием, после чего через подконтрольные юридические лица выводили государственные активы в офшоры. По данным «Новой Газеты», в поле зрения правоохранительных органов находятся птицефабрика «Зеленецкая», сыктывкарский Молокозавод и Хлебокомбинат, гостиницы «Югор» и «Авалон», Сыктывкарский завод железобетонных изделий, Сыктывкарский ЛДК. Вопросы у следствия есть и к строительству санатория «Серегово», а также к финансированию республиканских СМИ. Пока других подробностей следствие не раскрывает.
И напоследок.
Правозащитник, юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак отметил, что подозреваемые в «деле Гайзера» в суде находятся в стесненных условиях. Например, на одном из последних заседаний в клетке, где содержатся арестанты, были сразу семь человек при условии, что ее площадь всего 2,5 м². «На каждого пойманного животного, таким образом, приходилось 0,36 м² личного пространства и примерно 30 сантиметров длины скамейки. Два человека (на момент, когда публика была удалена из зала судебного заседания, ими были экс-член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Коми Евгений Самойлов и действительный член Избирательной комиссии Республики Коми от партии «Яблоко» Игорь Кудинов) не имели возможности в этой тесноте даже сидеть», — написал Эрнест Мезак.