Специалисты всероссийского сетевого сообщества «Диссернет» нашли некорректные заимствования в диссертации заведующего кафедрой производственных практик вятского социально-экономического института (ВСЭИ), председателя совета кировской «Деловой России» и члена лиги предпринимателей Кировской области Андрея Маури. В июне 2013 года он защитил докторскую диссертацию, посвященную теме педагогического обеспечение процесса формирования управленческой культуры менеджеров.
Свою работу Маури выполнил в ВСЭИ. Ведущей организацией стал Марийский государственный университет. Официальными оппонентами стали Елена Леванова, Галина Новикова, Марина Захарищева. Его диссертацию рассматривал и представил в высшую аттестационную комиссию (ВАК) Диссертационный совет московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова. Андрей Маури получил ученую степень доктора педагогических наук.
На страницах диссертации Маури специалисты «Диссернета» нашли некорректные заимствования из девяти чужих диссертаций, авторефератов и научных публикаций. Заимствования выявлены на 67 страницах докторской диссертации. А в 108 страницах Маури использовал информацию из своей же кандидатской, написанной в 2009 году. Добавим, что 80 страниц в диссертации, которые включают титульный лист, оглавление, введение, список литературы не подлежат текстовому анализу.
Андрей Маури в комментарии «7x7» сказал, что его диссертация уникальна. По его мнению, сотрудники «Диссернета» проводя экспертизы, выполняют заказ:
— Красным в их экспертизе выделено в первую очередь то, что я брал из своей предыдущей диссертации. Диссернет — это сайт, который занимается заказами. Это специально сделано. Почему они пишут про Пугача [Валентин Пугач: ректор ВятГУ] и про меня, а про Юнгблюда [Валерий Юнгблюд — ректор ВятГГУ] нет?
Я писал «Диссернету» на почту и задал вопрос: «Как мою же работу можно считать заимствованием?». Они мне ничего не ответили. Они работали по заказу, моя защита диссертации, например, была абсолютно открытой. Я считаю, что это все сделано некорректно. По очень многим людям они работают, и все — с двойным смыслом. Кроме того, они даже должность мою неправильно написали. Я — заведующий кафедрой производственных практик ВСЭИ, а они написали, что я директор издательско-полиграфического предприятия «Информационный центр». Это же большая разница.
Любая диссертация исследует предыдущие работы, продолжает или опровергает их. Все остальное в диссертации — это рабочие моменты, которых меньше 10%. Это должно быть, нет людей, кто может сказать истину последним. Любое исследование должно опираться на опыт предыдущих исследований. У меня уникальная диссертация, написанная по педагогике производственных отношений. Если есть ссылки на другие работы, то это в порядке вещей. Это продолжение моей кандидатской диссертации.
Заметим, что в марте 2015 года Андрей Маури претендовал на должность ректора ВятГГУ.
В свою очередь, один из основателей сетевого сообщества «Диссернет», доктор физико-математических наук Андрей Ростовцев так прокомментировал для «7x7» выполненную диссертационную работу:
— В «Диссернете» мы отмечаем заимствования из своих же работ, как авторский текст, к ним претензий нет, просто это некрасиво делать, в среде ученых точно. Или же на свою работу нужно ссылаться в разумных пределах, а не в 100 страницах. Это не плагиат. Но дело в том, что в этой кандидатской полно заимствований, причем большими кусками из текстов других авторов. Это можно посмотреть на каждой страничке, все источники публичны в свободном доступе интернета. Можно сравнить за один-два клика: убедиться в том, что это текст был уже использован. Если мы что-то не так сделали, если есть ошибка, то мы готовы принести извинения. Но дело в том, что у г-на Маури и с кандидатской диссертацией, написанной в 2009 году, не все хорошо. Экспертиза этой работы еще не закончена. Но из того, что проанализировано, видно, что человек ее сам не писал.
У нас всегда консервативный подход: ту информацию из кандидатской, которую он использует в докторской, мы так и оставили, пусть это на его совести будет. Есть в работе и белые странички, но это не значит, что в них авторский текст. Для нас время и усилия дороже, чем наиболее раскрашенная всеми цветами табличка, мы останавливаемся в тот момент, когда видно, что человек не самостоятельно работал над своей диссертацией.
Первая реакция у большинства довольно типичная, особенно те, кто имеет административный ресурс, начинают восклицать: «А кто меня заказал?», «Это шантаж». Убедить такого человека невозможно, особенно так делают те, кто действительно сомневается в своей работе.
Эксперт также убежден в том, что изменения в обществе могут произойти только тогда, когда в обществе станет неприлично врать. Он приводит и единичные положительные примеры, когда от степеней отказывались добровольно:
— Пока что насаждается атмосфера лжи и фальсификаций. Примеров адекватной реакции немного, к сожалению, но они есть. Бывший министр московской мэрии Алексей Комиссаров сразу написал заявление в ВАК с просьбой лишить его ученой степени, мы в ответ сняли его табличку с сайта. Это с его стороны был мужественный поступок и, кстати, Алексей нам до сих пор признателен, что мы помогли ему перешагнуть через психологический барьер и выпутаться из этой неприятной истории. Бывший глава Московской городской думы В. Платонов разумно решил, что лучше самому отказаться от липовой диссертации, за что мы ему также признательны. Были и другие, но не такие резонансные примеры.
«7x7» предлагает ознакомиться с экспертизой, проведенной «Диссернетом», диссертации Андрея Маури.
Напомним, что ранее корреспонденты «7x7» писали о заимствованиях в диссертации ректора Вятского государственного университета Валентина Пугача и в диссертации ведущего консультанта департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области Антона Шехирева.