Председатель ЦИК Марий Эл Николай Клементьев, посещавший практически все заседания Верховного суда республики — на них представители Сергея Мамаева оспаривали результаты выборов главы региона, смог прокомментировать происшедшее лишь по завершении процесса. Вот что он сообщил журналистам:
— Вся избирательная кампания в Марий Эл проходила в строгом соответствии с действующим законодательством. Победа Леонида Игоревича Маркелова была более чем убедительной. За него проголосовало более половины избирателей, пришедших на избирательные участки. Я считаю, что суд разобрался, расставил все точки над «i». Но я понимаю, что, возможно, состоится и Верховный суд Российской Федерации. Если возникнет необходимость, будем отстаивать и там.
На уточняющий вопрос о Европейском суде, куда коммунисты намерены подавать свой иск в случае отказа пересматривать результаты выборов на российском уровне, председатель ЦИК Марий Эл ответил:
— В любом суде будем отстаивать. Вы понимаете, когда черное называют белым, а белое — черным, это вызывает смех.
— В ходе заседания суда стали известно о том, что многие участковые комиссии допускали в своей работе ошибки. Это будет предметом разбирательства ЦИК?
— Мы уже проводим разбирательство. Будем проводить анализ, учебу и обратим на это внимание — как более детально выдавать копии протоколов. Наверное, разберутся и правоохранительные органы по тем фактам, по которым истцом написаны заявления. Но меня до глубины души возмущает слово «массовые». Кто сказал, что массовые? Как можно об этом говорить, не имея на руках фактов?
В избирательных комиссиях работали свыше пяти тысяч человек, и, конечно, я допускаю, что какие-то неточности были. Но это не дает возможности говорить, что на каком-то участке нельзя было установить истину. Еще раз подчеркну, что все протоколы избирательных комиссий подписаны всеми членами УИК, в том числе и от КПРФ. И по территориальным комиссиям то же самое. Далее — они не обжаловали ни один протокол ни на одном избирательном участке, хотя такая возможность была. Заметьте, что свыше 2 000 человек от этой партии (КПРФ) были членами комиссий с правом решающего голоса и примерно тысяча — наблюдателями.
— Будет ли ЦИК как-то анализировать те моменты, которые вызвали споры, чтобы в дальнейшем избежать длительных судебных разбирательств?
— ЦИК Марий Эл всегда анализирует такие моменты, свои ошибки, может быть, даже недоработки. Это происходит обязательно. Но еще раз подчеркну: в комиссиях работает свыше пяти тысяч человек. Хоть на суде и заявлено было, что это профессионалы какие-то. Это студенты, пенсионеры, учителя, врачи — работают они не на постоянной основе.
Сейчас очень развит политический туризм. Вот Антон Долгих, он «воевал» в том году на выборах Никиты Белых. В этом году практиковался на нашей республике, в следующем еще куда-то,, может быть поедет. Эти люди получают неплохое вознаграждение, набираются опыта — их уровень и уровень членов участковых комиссий несопоставим…
Представители Мамаева пытались создать вал, с помощью средств массовой информации пытались оказать давление. Сплошной негатив идет в отношении участковых избирательных комиссий. Но ни один факт не был подтвержден, и я считаю, что суд принял достаточно объективное решение.