Третий, последний, день фестиваля «Кино, меняющее город» начался с просмотра небольшого ролика о том, как в Нью-Йорке создавались комфортные условия для велосипедистов. Там городские власти пошли им навстречу: стали менять транспортную инфраструктуру, делая ее удобной и для передвижения на велосипеде, и для пешеходов. Вместе с сужением полос движения для автомобилей на основных городских дорогах и оборудованием «островков безопасности» заметно уменьшилась скорость движения и выросла безопасность пешеходов. Вместе с тем появилось и место для велодорожек.
Автор екатеринбургского проекта «Живые улицы» и популяризатор велодвижения архитектор Владимир Злоказов, выступивший с лекцией после ролика, подчеркнул — для развития велоинфраструктуры нужна политическая воля. И объяснил, почему администрации города выгодно заниматься ее созданием.
Есть мнение, что велосипедист — самый экономически невыгодный участник дорожного движения: он не платит транспортный налог, акцизы, но пользуется дорогами и еще что-то для себя требует. Но возможность передвигаться по городу так, как ты считаешь нужным, — это показатель качества жизни в городе, а экономическая выгода для властей в этом все же есть, говорит Злоказов. Пользуясь велосипедом, люди больше двигаются. Это положительно сказывается на здоровье, снижается нагрузка на городское здравоохранение. Кроме того, вместе с развитием велосипедного транспорта развивается и сфера услуг для велосипедистов: магазины, мастерские, предприятия общепита, рассчитанные на велосипедистов.
По данным исследований в разных городах мира, которые озвучил Злоказов, в среднем 1% опрошенных готов ездить на велосипеде в любых условиях, 5% — ездить, если хоть что-то будет сделано для велосипедистов, а примерно 50% — готовы ездить на велосипеде, но ждут появления благоприятных условий, а в той ситуации, которая существует сейчас, делать это не готовы.
«Чтобы сделать велосипед по-настоящему массовым видом транспорта, нужна специализированная велоинфраструктура, которая сделает все это комфортным и безопасным для людей. Я точно знаю, что это самый лучший способ доехать куда-нибудь в Сыктывкаре с учетом того, какие размеры имеет город», — отметил лектор.
Велоинфраструктура, по его словам, делится на три типа: велодорожки, велосипедные полосы и совмещенное движение. Велодорожки — самый продвинутый тип велодвижения, но при этом и самый дорогой, так как подразумевает переделку уличного благоустройства, например, ливневой канализации. Также он требует физического разделения велосипедного и автомобильного движения какими-либо конструкциями, будь то бордюрные камни или припаркованные автомобили. Велосипедные полосы — скорее некий способ перераспределения пространства, их просто нарисовать краской, и это дешево. Движение на велосипеде вместе с машинами, по мнению Злоказова, — самый непростой с организационной и политической точки зрения способ обустройства.
«Он предполагает закрытие улиц для транзитного движения и также требует серьезного ограничения скорости. Нужно уменьшить скорость как минимум до 20 км/ч и как можно больше транзитного трафика с этих улиц убрать. Эта мера часто применяется в европейских городах, когда в центре города все движутся вместе и это комфортно», — пояснил он.
Еще одной распространенной проблемой является отсутствие понимания у людей, проектирующих дороги и улицы, что такое велосипед и какие условия для него нужно создавать в городе.
— Руководство города может заявить: да, нам это нужно. Но то, как это реализуется в жизни, может выглядеть очень печально. И проблема, конечно, еще и в финансировании. Нет денег, — сожалеет Злоказов.
В Екатеринбурге, по его словам, сейчас велосипедная часть интегрирована во все проекты, которые реализуются в городе. Проектировщики и чиновники уже не могут сказать, что им никто не говорил, что велодорожка не предусмотрена на дороге или автомобильной развязке. В городе даже есть целый район, спроектированный изначально с учетом передвижения на велосипеде.
После лекции общение продолжилось в режиме вопросов-ответов, сопровождаемое небольшим фуршетом с Коми-шаньгами и соком.
По словам организатора фестиваля фотографа Сергея Котова, он ожидал, что его посетят приглашенные им чиновники, однако неизвестно — приходили они или нет. В любом случае, говорит Котов, он остался доволен количеством заинтересованных людей.
— Цель — это начать говорить, создать некие инициативные группы по проектам. Тут масса людей познакомились, подружились и предлагали сотрудничество и помощь. Это в дальнейшем выльется в несколько интересных проектов. Мы напишем письма чиновникам с просьбой поддержать наши инициативы, — заключил он.