В Общественной палате Кировской области (ОПКО) необходимо создать экспертную комиссию по градостроительству, архитектуре и парковым зонам — такое предложение было озвучено историком, членом ОПКО Антоном Касановым на секции Гражданского форума, посвященной возможностям общественного воздействия на градостроительную политику. Тезис поддержала глава управления градостроительства и архитектуры администрации Кирова Ирина Рубцова.
Обсуждение посетили общественники, архитекторы, представители администрации города, а также члены градостроительного совета. Модератор секции член ОПКО Константин Ситчихин обозначил основные проблемы: это плотность застройки, превышение параметров разрешенного строительства в исторической части города, непубличные заседания градостроительного совета, хаотичность застройки, неэффективность процедуры публичных слушаний и отсутствие механизмов взаимодействия общества и власти в этой сфере.
Историк Касанов в своем выступлении отметил, что градостроительная политика находится в глубочайшем кризисе:
— Каждая стройка в Кирове вызывает общественный резонанс. Это говорит о том, что у нас есть огромная проблема, но сейчас для ее решения нет консенсуса между обществом и властью. Застройщики умудряются сделать так, что в городе возникают многоэтажки из стекла и бетона, вроде ТЦ «Крым». Они это делают через процедуру слушаний, через практику лазеек и проволочек, которую нужно устранять при помощи депутатов городской думы. Выше пяти этажей в зоне исторического поселения строить ни в коем случае нельзя.
Я возлагаю большие надежды на «Общероссийский народный фронт». Я считаю, что все должны объединиться и добиться утверждения такой нормы. В ОПКО нет профильной комиссии, и я за то, чтобы в следующем созыве появилась комиссия по градостроительству, архитектуре и парковым зонам. Сейчас же у Общественной палаты нет консолидированной позиции по каким-либо вопросам. Если бы члены ОПКО выразили единогласно мнение о том, что стройка, например, на Казанской, 24 неприемлема, это имело бы вес. Кроме того, мы не имеем представления о том, что происходит в градостроительном совете. Министерство культуры также не занимает позицию по этому вопросу. Когда в городе уничтожается флигель Хохрякова — это очень важная проблема. И я не вижу протестов со стороны министерства. Хотелось бы, чтобы и при этом министерстве был создан общественный совет, который влиял бы на эти вопросы.
Глава управления градостроительства и архитектуры Рубцова поддержала историка. По ее мнению, в ОПКО должна существовать такая комиссия: «Нужно, чтобы вопросы градостроительства обсуждались широко. Картину в целом наша общественность не видит».
По мнению экс-главы департамента культуры Кировской области Павла Сырцева, деятельность градостроительного совета нужно оценивать скептически. Сейчас градостроительной политики как таковой в городе нет, считает он:
— Все мои попытки в градостроительном совете систематизировать точечную застройку (крупноэтажной) в центре города не удались. На это влияют непоследовательность действий администрации, которая разрешает строительство 10 этажей, потом может разрешить 5 этажей, формально проводимые публичные слушания, по результатам которых не учитывают мнение граждан, проживающей рядом, а также есть полное непонимание того, насколько важно сохранять историческую часть города. Поэтому политики по градостроительной застройке в Кирове нет. Кроме того, проблемой является безнаказанная деятельность ряда строительных организаций, недостаточный контроль за ними. Например, по флигелю Хохрякова мы собрали огромное количество материалов, и вышла бюрократическая казуистика — все труды были проведены зря. Люди умеют обходить острые углы за счет регистрации в других регионах, таких примеров много. Для нас важно, чтобы городская администрация прислушалась ко мнению общественности. Публичные слушания должны иметь вес. И решения должны приниматься с учетом мнения горожан.
Член градостроительного совета архитектор Константин Павлов и вовсе предложил создать проект исторической зоны Кирова:
— Общественная палата должна воздействовать на власть, губернатора, чтобы этот проект был разработан. Он будет отличаться от правил землепользования. Мы сейчас как слепые котята: есть пустая зона — и в ней можно делать все что угодно.
Затем Рубцова отметила, что необходимо проработать детальную планировку зон, но на это средств в бюджете нет. На вопросы общественников о том, кто должен быть инициатором разработки такого проекта, представители градостроительного совета ответить не смогли.