Коми заняла высшее место в национальном рейтинге доступности людей с ограниченными возможностями среди регионов, где работает «7x7». Республика оказалась во второй группе субъектов (средняя доступность) на 22-м месте. На одну строчку ниже — Воронежская область.
Таковы результаты исследования, проведенного всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России» при поддержке Центра информационных коммуникаций «Рейтинг».
В качестве показателей доступности среды были выбраны самые необходимые для жизнедеятельности инвалидов компоненты: пандусы, вмонтированные во входные двери учреждений (для инвалидов-колясочников); тактильная плитка и желтые круги на входных дверях общественных объектов (для инвалидов по зрению); звуковые сигналы светофоров (для инвалидов с нарушением слуха).
В первую очередь проводилась оценка доступности приоритетных объектов социальной и городской инфраструктуры, таких как административные здания, отделения Пенсионного фонда, аптеки, отделения Сбербанка, службы социального обеспечения, магазины, кинотеатры.
Отдельное исследование было посвящено мониторингу наличия парковочных мест для инвалидов на автомобильных стоянках (более 500 парковок и около 2 500 объектов доступной среды). Проверялось не только формальное наличие объекта «доступной среды», но и его функциональность. Поэтому оценка проводилась по десятибалльной системе по каждому из параметров. Итоговый балл и место в Национальном Рейтинге «Доступная среда» присваивалось в соответствии со средним значением показателей.
В первую группу регионов вошли 18 субъектов, набравшие от 5 баллов и выше. В них объекты доступной среды носят комплексный характер: наличие звуковых сигналов в светофоры на пешеходных переходах, наличие пандусов для инвалидов колясочников около жизненно важных объектов, парковочных мест, тактильной плитки на остановках.
Республика Коми и Воронежская область набрали 4,8 балла. Рязанская область — 28-е место (4,4), Костромская область — 38-е место (4), Мурманская область — 42-е место (3,8), Карелия — 58-е место (3,2), Орловская область — 59-е место, (3), Архангельская область — 60-е место (3).
Эти результаты прокомментировали эксперты.
Александр Воронков, председатель сыктывкарского городского отделения Коми республиканской организации «Всероссийского общества инвалидов»:
— Мы уверены, что наш регион находится лишь в начале пути по созданию на его территории доступной среды для маломобильных граждан. На протяжении 10 лет Коми республиканская организация «Всероссийского общества инвалидов», в составе которой находится Сыктывкарская городская организация, направляла обращения в органы власти субъекта, министерства и ведомства о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки. Нами неоднократно проводились акции «Хода НЕТ», «Нас не ждали». В конце 2014 года нами было направлено очередное обращение в адрес главы Республики Коми, Председателя Государственного Совета РК, Общественной палаты РК, под которым подписались более 2 000 членов нашей организации (всего членов КРО ВОИ 7 023 человека на 01.01.14 г. в 21 муниципальном образовании РК). Не дождавшись результатов, мы разработали проект «ЗА Жизнь без преград» и открыто заявили о том, что «идем на таран». Мы провели фото-мониторинг 457 объектов и выставили фотографии в социальной сети «ВКонтакте». Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 26 исковых заявлений. Работа продолжается и сейчас.
Сегодня, как и всегда, — власть в стороне, а все претензии со стороны предпринимательского сообщества нам приходится принимать в свой адрес. В республике полностью отсутствует контроль за созданием доступной среды и никто не несет ответственности за ее отсутствие. Очень много объектов обустроили пандусами на входах, которые либо не пригодны для пользования, либо помогают добраться лишь до первых ступеней. За исключением торговых центров, полностью доступных новых сооружений нет. Социальное такси не развито. Общественный транспорт практически весь недоступен. Городская инфраструктура, не говоря уже о сельской, недоступна. Мы возлагаем большие надежды на изменение ситуации на Сергея Гапликова, временно исполняющего обязанности главы Республики Коми.
Татьяна Поветкина, председатель правления Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды»:
— В Воронежской области действительно произошел некий положительный прорыв в связи с тем, что полноценно реализуются новые программы поддержки инвалидов. Например, уже третий год идет программа «Аутизм. Маршруты помощи». Это программа реализуется под экспертной поддержкой благотворительного фонда «Выход», которым руководит Авдотья Смирнова. Программа была инициирована самим губернатором Воронежской области Алексеем Васильевичем Гордеевым после бесчисленных обращений к нему нашей организации «Искра Надежды», созданной родителями детей с аутизмом. Программа представляет собой создание комплексной системы помощи людям с аутизмом. В принципе, под эту программу вошли как целевая аудитория все люди с ментальной инвалидностью — то есть это люди с психофизическими нарушениями, умственными, психическими расстройствами. Благодаря программе стало доступно инклюзивное образование для всех этих категорий. В прошлом году были открыты 15 лекотек для детей с ОВЗ. «Лекотека» создается для таких детей, которые не имеют возможности вместе с другими посещать школы или сады. Им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Кроме того, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение семьи. У нас лекотеки созданы при детских садах. В этом году откроют еще 17. Кстати сказать, в некоторых регионах лекотеки закрывают, а у нас наоборот. В Воронежской области не закрыто ни одно коррекционное учреждение при интенсивном развитии инклюзивного образования.
Инклюзивное образование начало развиваться еще в 2009 году, когда наша родительская организация обратилась за поддержкой к губернатору. Алексей Васильевич поддержал нашу инициативу совместного обучения детей с инвалидностью и обычных детей, и с 2009 года мы работаем в тесном сотрудничестве с департаментом образования. Прекрасно работает служба ранней помощи, открыли два центра психического здоровья. В этом учебном году начат грандиозный эксперимент в общеобразовательных школах и детском саду — открылись два класса и две группы для инклюзивного обучения самых сложных детей с аутизмом, в том числе и невербальных, — не владеющих речью, у которых большие проблемы с поведением. Раньше все эти дети вряд ли могли рассчитывать даже на коррекционную школу. А в этом году для них созданы все условиях в общеобразовательных школах и детских садах. И как мы считаем, и как убежден губернатор Воронежской области, если мы сможем создать полновесные условия для образования такой категории детей, то, естественно, помочь детям с другими нарушениями будет гораздо легче и проще.
Если говорить о доступной среде для людей с физическими нарушениями — то глазом можно увидеть, что у нас есть светофоры для незрячих — то есть они все со звуковыми сигналами, но, конечно, не хватает нам хороших дорог, безусловно.
Николай Мякшин, председатель Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского общества глухих». Председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области:
— В бюджете Архангельской области на создание доступной среды выделяются незначительные средства (6–8 млн рублей в год), и, кроме того, очень незначительные средства выделяются из муниципальных бюджетов. С принятием госпрограммы «Доступная среда» региональные и муниципальные чиновники «кивают» на вышестоящий бюджет и ждут финансирования «сверху»…
До этого в лучшей ситуации по доступной среде был муниципалитет города Архангельска, который выделял для создания доступной среды до 8 млн рублей. И то это было благодаря тогдашнему руководителю департамента соцзащиты — Надежде Макаровой. Но с ее уходом из мэрии и появлением госпрограммы «Доступная среда» — произошло сокращение расходов архангельского муниципалитета до 2–3 миллионов рублей в год. Хотя два года назад и была попытка запланировать в областном бюджете 200 млн рублей с получением дополнительного финансирования из федерального бюджета по программе «Доступная среда», и даже министр Павел Шевелев выезжал в Москву на подписание соглашения с Министерством социальной защиты населения РФ, но в итоге оказалось, что в областном бюджете нет денег на эти цели… А на 6–8 млн рублей в год невозможно создать условия для доступной среды для инвалидов в учреждениях областной подчиненности.
Кроме того, у нас недоступен транспорт, достаточно много проблем для передвижения по городам для инвалидов, недоступно и не оборудовано жилье. С верхних этажей невозможно спуститься маломобильному человеку вниз и выйти на улицу. Получается замкнутый круг. В коммерческих структурах (магазинах, торговых центрах) есть пандусы и другие устройства, но люди на колясках туда не могут отправиться, элементарно выбраться из своего дома, не говоря уж о том, чтобы добраться до остановки и сесть в общественный транспорт.
Фактически на уровне субъекта отсутствует четкая политика по созданию доступной среды для всех жителей области. Если, к примеру, для глухих людей худо-бедно созданы условия доступности, то для людей с проблемами зрения и опорно-двигательного аппарата условий для их мобильности в городе нет.
Влияние гражданского общества на эти процессы и вовсе очень слабое, в частности, в нашем регионе нет организаций инвалидов-колясочников, которые бы могли на системном уровне держать эти вопросы на контроле и влиять на органы власти при принятии решений по созданию доступной среды для них.
В последней группе регионов с низшим рейтингом оказались Кировская область (73-е место, 2,6 балла), Калужская область (74 место, 26 балла) и Республика Марий Эл (80-е место, 2 балла).
Иван Глинчиков, председатель Ленинского районного отделения Кировской областной организации «Всероссийского общества инвалидов»:
— Думаю, что занятое нашим регионом 73-е место в рейтинге действительно отражает нынешнее положение дел в Кировской области. Это показатель, на мой взгляд, отсутствия должного финансового обеспечения со стороны государства, коммерческого и некоммерческого секторов по созданию доступной среды, и вообще отношения гражданского общества, мнения общественности Кировской области о создании доступной среды.
Более того, говорить о высоком рейтинге не приходится, так как даже в областном центре — в городе Кирове — отсутствует муниципальная программа «Доступная среда» для жителей города. Она существует сегодня только в Кировской области, как в субъекте Российской Федерации, и в ряде муниципальных районов нашего региона, причем не самых богатых с точки зрения бюджетной обеспеченности. Поэтому я не удивлен той нишей в рейтинге, которую заняла Кировская область. По всей видимости, это объективное исследование.