На месторождении «Чудное» в Интинском районе Коми все-таки может начаться золотодобыча. Этого добивается одна из крупных компаний, а ее интересы лоббирует правительство республики. Напомним, несколько лет назад участок с месторождением был выведен из состава национального парка «Югыд ва», а ОАО «Голд Минералз» начало там геологоразведочные работы. В итоге общественники и экологи оспорили это решение и добились в 2014 году его отмены в Верховном суде России. Сейчас может быть найден путь обхода запрета на золотодобычу в «Чудном». Но это произойдет, если совпадут два условия.
Условие первое.
Эксперт «Международного союза охраны природы» (UICN) должен порекомендовать исключить участок с месторождением «Чудное» из объекта всемирного культурного и природного наследия «Девственные леса Коми». Такое решение может принять Комитет всемирного наследия с учетом рекомендаций специалистов. Он уже приехал в республику и в ближайшие дни будет осматривать территорию. Сопровождать его будут члены правительства региона.
Условие второе.
В Госдуме будут приняты поправки в несколько законов и Земельный кодекс, которые позволят исключать из нацпарков и заповедников зоны, «утратившие значение». Эти законопроекты внесены в Госдуму.
Если эти два условия совпадут, то «Чудное» можно будет вывести из состава парка «Югыд ва». Однако для начала золотодобычи правительству России нужно будет принять соответствующее решение на основании заключения экологической экспертизы. Она один раз уже отказалась одобрить изъятие земель парка.
Корреспондент «7x7» попросил прокомментировать ситуацию министра природных ресурсов и окружающей среды Коми Романа Полшведкина. Он отказался что-то говорить до окончания работы международной миссии в Интинском районе. Чиновник лишь отметил, что сейчас рассматривается вопрос увеличения территории «Девственных лесов Коми». По сведениям интернет-журнала, одним из условий исключения района месторождения «Чудное» из объекта всемирного наследия является то, что объект «Девственные леса Коми» будет увеличен, но с помощью присоединения к нему других зон.
Ситуацию для «7x7» согласился прокомментировать руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин, который прибыл в Коми для участия в миссии. Беседа с ним состоялась в сыктывкарском аэропорту.
— Зачем миссия едет в Интинский район?
— Мы думали, что вопрос о добыче золота на «Чудном» снят после решения Верховного суда, после того, как прокуратура подала иск на изъятие конкретного земельного участка. Оказалось, что нет. Параллельно с судебным делом Россия подала заявку на изменение границ объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми». Логика простая — исключить район месторождений «Чудное» и «Желанное», но добавить участки с юга. Это маразм, поскольку если они исключат участок из объекта всемирного наследия «Девственные леса Коми», там добывать по российскому законодательству все равно нельзя, так как это земля парка «Югыд ва».
Но, как выяснилось, мы немного поторопились, потому что в конце июня в Госдуму был внесен очередной законопроект, который этот вопрос может решить. В нем прописаны изменения в Земельный кодекс и кучу других нормативных актов. В него включена статья, по которой допускается изменение границ всех особо охраняемых природных территорий, в том числе заповедников и нацпарков, путем исключения из них тех участков, которые утратили всякое значение. Это 18 июня. А 30 июня этот закон должен был быть принят во втором чтении в Госдуме, но, слава богу, этого не произошло. А 1 июля уже бывший глава Коми Гайзер провел совещание как раз по вопросам Интинского бассейна. Им было поручено министерствам изыскать участки, которые утратили свое значение. И, как следствие, можно было бы исключить из территории парка месторождения «Чудное», «Желанное» и так далее. Явно, что под этот закон они это и делали. Естественно, сейчас им нужно добиться исключения этих участков из наследия. И тогда, если закон будет принят — а я надеюсь, что он не будет принят, так как мы активно против него воюем, собрано 30 тысяч подписей — то это будет дополнительный аргумент. Во всяком случае они на это надеются.
В итоге заявка была подана, и по процедуре ЮНЕСКО по изменению границ объекта всемирного наследия приезжает эксперт. Этот эксперт должен на месте посмотреть ситуацию, сказать, что он по этому поводу думает, считает ли он возможным изменение границ, которое будет приниматься на сессии всемирного наследия в июне следующего года.
— Что вы, как представитель Гринпис, будете там делать?
— Поскольку мы давно работаем с UICN (Международный союз охраны природы) — консультативным органом конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, в том числе именно Гринпис готовил первую номинацию «Девственные леса Коми», который и вошел туда, то в UICN нас попросили встретиться с экспертами и высказать свою позицию. Обычно это бывает разовая встреча. Но в этом случае эксперты нас просили сопровождать миссию, чтобы на месте высказывать свою позицию. Наверное, они справедливо подозревают, что им будут пытаться показывать ситуацию так, как она видится правительству Коми, Минприроды.
— Из наших источников нам стало известно, что вообще эта поездка смахивает на спецоперацию. Про нее чуть ли не шепотом говорят, все время подчеркивают про налоги и рабочие места для местных жителей. Возможный ущерб тоже признают, акцента на этом не делают.
— Очень может быть. Скорее всего, так и есть. Мы еще не знаем, может быть, какие-то препятствия нам будут чинить. Но это будет глупо, потому что все это будет видеть эксперт ЮНЕСКО.
— Сторонниками золотодобычи высказывалась такая версия, что запрет на работы на «Чудном» был пролоббирован в Верховном суде России конкурентами компании «Голд Минералз», которая даже начала в Интинском районе геологоразведочные работы. Что вы по этому поводу думаете?
— Если бы я знал, кто является конкурентами компании «Голд Минералз», это было бы очень интересно. Но я этого не знаю. Более того, до сих пор великая тайна, кому принадлежит компания «Голд Минералз». Мы знаем четыре кирпских компании, которые являются владельцами. И говорить о конкурентах смешно. Интересен другой момент. Изначально компания «Голд Минералз» принадлежала компании «GV GOLD» или «Высочайший». И именно она была инициатором добычи. Потом она решила получить деньги от Европейского банка реконструкции и развития. А поскольку банк запрещает, чтобы на их деньги разрушался объект мирового наследия, то компания заявила о продаже «Голд Минералз». И кому продали — великая тайна. Однако 1 июля 2015 года на совещании у господина Гайзера присутствовал генеральный директор «Высочайшего», господин Васильев. И поэтому можно предположить, что «Высочайший» не совсем отказался от «Голд Минералз», а имеет к нему каким-то боком отношение. Или собирается иметь отношения. Возвращаясь к вопросу, кто может быть конкурентом «Высочайшего», я не совсем представляю. Поэтому я бы отнесся к этому вопросу с улыбкой. Я не знаю, сколько нужно было бы заплатить Верховному суду, чтобы он принял такое решение.
— Что вы намерены предпринять по итогам поездки?
— Мы передадим эксперту все материалы. Я думаю, что самое главное — чтобы он в этой поездке получал правдивую информацию: чтобы привезли именно туда и показали именно то.