Информация о прекращении деятельности организации появилась на официальном сайте «Молодой Карелии». Такое решение было принято после того, как представитель Совета организации Алексей Цыкарев не сумел добиться в суде отмены решения Министерства юстиции Карелии о проведении внеплановой проверки, по результатам которой НКО была признана «иностранным агентом». Свое решение общественники объясняют невозможность «мириться с необходимостью носить клеймо, которое совершенно не соответствует деятельности организации». В ближайших планах членов организации — регистрация новой НКО, которая будет также заниматься продвижением языка и культуры коренных народов Карелии — карелов, вепсов и финнов.

 

 

Решение о прекращении деятельности и о дальнейших планах организации в беседе с корреспондентом «7x7» прокомментировал Максим Оленичев, юрист-эксперт Клуба юристов третьего сектора, который представлял интересы организации в суде:

— В реестр «иностранных агентов» принудительно попадают только реально действующие организации, занимающиеся острыми, но необходимыми вопросами общественной жизни. МОО «Нуори Карьяла» — в их числе. 

На мой взгляд, организацию причислили к инагентам ошибочно, поскольку она не вела политической деятельности, а представляла интересы коренных народов и способствовала защите их прав. Тем не менее Минюст провел проверку и решил, что «Нуори Карьяла» все-таки осуществляет политическую деятельность при наличии иностранного финансирования — гранта ООН.

При правовой поддержке Клуба юристов третьего сектора МОО «Нуори Карьяла» и член правления организации Алексей Цыкарев обратились в Петрозаводский городской суд с заявлением об отмене распоряжения Минюста. Судья Наталья Тарабрина безукоризненно выдержала форму проведения судебного разбирательства, но, на мой взгляд, по сути не разобралась в вопросе, не поддержала заявление «Нуори Карьяла» и оставила организацию в реестре инагентов.

После решения суда мы предложили МОО «Нуори Карьяла» несколько вариантов. Первый — ликвидировать организацию и создать новую. В этом случае своими силами, без судов, можно избавиться от ярлыка «иностранного агента». Второй путь — оспаривать решение суда дальше, а если российские суды его не отменят — обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В нем уже находятся несколько жалоб, подготовленные нашим адвокатом, и мы возлагаем на него надежды.

МОО «Нуори Карьяла» сделала выбор. И я считаю, что он правильный. Ярлык «иностранного агента» создает для организации множество проблем. Помимо негативного восприятия в обществе, этот статус обязывает организацию раз в квартал отчитываться в Минюст по специальным формам, в которых, на мой взгляд, отсутствует полное согласование во внутренней структуре, что вызывает множество вопросов по их заполнению. А любая ошибка при заполнении отчета может повлечь за собой очередные проверки Минюста и создает возможность наложения штрафа. Помимо отчетности, организация раз в год обязана проводить аудит, который стоит немалых денег. Всю информацию, которую распространяет «иностранный агент», следует соответствующим образом маркировать, иначе его также ждут штрафы от 300 до 500 тысяч рублей. Откуда могут взяться такие деньги у общественной организации, которая решает проблемы общества, а не выполняет чьи-то заказы?

На мой взгляд, закон об иностранных агентах — неправовой. И рано или поздно он будет отменен, иначе гражданское общество в стране может погибнуть.