Несколько участников пресс-клуба «7х7» «Аресты в Коми: что получила и что потеряла республика?», который прошел 22 сентября, высказали мнение, что Госсовет Коми должен уйти в отставку. По их словам, единороссы, которые получили 26 из 30 мест в парламенте, теперь не имеют морального права принимать законы, так как к избранию их вел глава Коми Вячеслав Гайзер и бывший спикер Игорь Ковзель. Оба были в тройке партийного списка «Единой России», и оба они арестованы по подозрению в мошенничестве и участии в организованном преступном сообществе. Корреспондент «7х7» попросил прокомментировать ситуацию депутатов Госсовета, которые сегодня получили свои мандаты, а также экспертов, политиков и общественников.
Александр Кынев, политолог:
— С точки зрения человеческой этики это было бы правильно, хотя формально с точки зрения закона они этого делать не обязаны.
Нина Нестерова, депутат Госсовета Коми от «Единой России», ректор академии госслужбы РК:
— Госсовет должен нормально работать. В республике все должно быть стабильно. Это мое глубокое убеждение.
Геннадий Горбачев, депутат Госсовета Коми от «Единой России»:
— Я думаю, что это [роспуск Госсовета] бред собачий. У «Единой России» в списке был Гайзер, у ЛДПР — Жириновский, у эсеров был Смирнов. Неужели если заведут уголовное дело на Жириновского или Смирнова, то все депутаты и все представители местного самоуправления должны сложить свои полномочия? Мы с вами прекрасно понимаем, что сын за отца не отвечает. При чем здесь это?
— Помимо Гайзера задержан и другой лидер единороссов — Ковзель. Арестован член избирательной комиссии Коми Павел Марущак.
— Если на каком-то предприятии посадили директора, то должен ли писать заявление об увольнении электрик, токарь, продавец?
— Если вы спрашиваете мое мнение, то мне кажется, что сравнение некорректное. Мы обсуждаем не производственный процесс, а общественно-политическую жизнь.
— За меня проголосовали избиратели Воркуты. Да, Ковзель был председателем Госсовета последнего созыва. Да, он сейчас он прошел по республиканскому списку «Единой России». Но я за него отвечаю. Если суд решит, что они виновны, то он получит срок за деяние. При чем здесь я и при чем здесь Ковзель? Я не отвечаю за Гайзера или Ковзеля. Я отвечаю за себя.
Александр Макаренко, депутат Госсовета Коми от «Единой России»:
— У нас шли лидерами Жириновский [от ЛДПР] и Сергей Миронов [от «Справедливой России»]. И если бы против Миронова возбудили уголовное дело, то по всем регионам надо уйти?
— Вы только что пересказали чуть ли не дословно то, что мне сказал Геннадий Горбачев.
— Я не знаю, что сказал Горбачев. Но есть честные люди на местах, которых народ выбрал в районах, поселениях. Они-то тут при чем?
Олег Михайлов, депутат Госсовета Коми от КПРФ:
— В тройке «Единой России» на выборах в Госсовет шли двое человек, которые арестованы... С точки зрения морали «команда Гайзера» не может быть депутатами Госсовета, пройдя туда благодаря человеку, которому предъявлены обвинения по тяжким статьям. Поэтому надо сложить всему Госсовету полномочия и провести повторные выборы. И уже без криминалитета.
Татьяна Саладина, депутат Госсовета Коми от «Справедливой России»:
— Я не во всем согласна с коллегами, потому что, наверное, пусть через год, но выборы нужны. Буквально ночью муж приехал и рассказал про бабушку, которая голосовала за партию власти и уговорила свою подругу. Я пока пребывают в шоке сама. Суд должен выявить степень виновности. Говорить сложно. В этой ситуации перевыборы нужны.
Андрей Лазицкий, бывший кандидат в депутаты Госсовета Коми:
— Однозначно Госсовет должен уйти. Не потому, что я проиграл выборы и мной движет элементарная месть. Это действительно позиционировалось как команда Гайзера. И эти люди сегодня не имеют морального права быть в законодательном органе Коми.
Леонид Зильберг, руководитель регионального отделения партии ПАРНАС в Коми:
— Грубо говоря, надо говорить даже не о Госсовете. Вообще-то, при раскрытии вещей такого масштаба уходить в отставку должно правительство страны. И Госсовет — это частности. Фактически было признано, что люди, входящие в высшие руководящие органы «Единой России» не только в регионе, но и в центральные органы, организовали преступное сообщество, получали поддержку регулярно со стороны федерального центра, утверждались, переутверждались президентом. Кто должен уходить в отставку? При чем тут Госсовет? Уходить в отставку должно правительство страны при скандалах такого масштаба. Это ведь десятилетие существования, взаимодействия с силовыми структурами.
Но здесь важно понимать еще и вот что. Когда мы говорим об отставке Госсовета, то мы подыгрываем пропагандистскому замыслу центральных властей. А замысел состоит в том, чтобы локализовать недовольствие на региональном уровне и отвести ответственность за происходящее от федеральных структур. Если бы в стране были независимые СМИ и реальная оппозиция, никто бы не позволил правящей верхушке свалить все дело на региональные власти. Оппоненты, пресса разорвали бы на части не регионалов, а центральную власть. И только в условиях тотального манипулирования прессой и выхолащивания оппозиции возможны такие штуки.
Григорий Каблис, руководитель регионального отделения «Партии Прогресса»:
— Может показаться странным, но я считаю, что это надо решать им самим. Ведь на самом деле большинство проголосовало за «Единую Россию» и данных конкретных одномандатников. И те, кто по настоятельной просьбе шел голосовать досрочно, все как один голосовали за «Единую Россию». Они не знали?! Да ну?! В наш информационный век, чтобы что-то узнать и понять, достаточно уметь читать и считать. Неграмотным можно простить ошибку, но у нас таких очень мало. Избиратели не хотели знать?! Вот это очень даже возможно.
Но голоса отданы, подсчет произведен, и победили те, кто победили. Если кого-то из депутатов вдруг «гложет моральная проблема», что мандат получен из рук тех людей, которых обвиняют по ТВ во всех смертных грехах, то ничто не мешает поставить на голосование вопрос о самороспуске регионального парламента. А мы с удовольствием посмотрим результаты поименно. На мой взгляд, Гайзер сейчас все свои усилия сосредоточил на том, чтобы сохранить свою изрядно подмоченную репутацию не перед теми, кто в едином порыве голосовал за него, а перед остальными — кто и тогда, и сейчас прекрасно все понимают.
Тамара Макарова, член Комитета спасения Печоры, член территориальной избирательной комиссии Сосногорска:
— С моральной точки зрения Госсовет Коми должен уйти в отставку, чтобы большинство избирателей не сомневалось в порядочности власти, которую привела к победе на выборах "организованная преступная группа". К сожалению, Госсовет Коми о своей легитимности и о доверии избирателей задумываться не будет и полномочия не сложит. Теоретически есть вариант: силовики посадят половину депутатов за решетку и Госсовет обновится. Но это нереально. Ведь сами выборы давно превратились в имитацию, жестко заточенную на конкретный результат.
Посмотрите на наш Сосногорский район. В состав районного Совета 13 сентября избраны сплошь единороссы. Было массовое досрочное голосование (на некоторых участках оно достигало 40 %!), на нескольких избирательных участках вдруг с 18 до 20 часов явка избирателей подпрыгнула на 25-36 %. В п. Войвож, где председателем УИК был зам. руководителя районной администрации А. Мартын, явка достигла 97,97 %! Вы поверите, что в п. Войвож (где масса вахтовиков и большое число людей только числится, а фактически проживает на съемных квартирах в Ухте и Сосногорске) на выборы не пришли всего 53 избирателя? Если верить официальному протоколу, за «Единую Россию» в районе проголосовали 78% участников голосования. Сколько человек на самом деле проголосовало за «Единую Россию», не знает никто.
Чтобы сменить власть, сначала надо сменить избирательные комиссии. Все. А для этого нужна политическая воля сверху, которой нет.
Андрей Никулин, член КПРФ:
— Полагаю, что Государственный совет не был избран народом, чего требует Конституция, так как в условиях узурпации власти в Республике Коми мафиозным режимом выборы администрировались криминальной вертикалью, волеизъявление избирателей повсеместно деформировалось путем пропаганды, очернения или недопуска независимых кандидатов, фальсификации итогов голосования. Убежден, так случилось и в этот раз, полторы недели назад.
Как мне кажется, не может быть доверия избирательным комиссиям, которые были назначены представителями организованной преступности.
Есть и еще причина, по которой «избранный» состав Государственного совета не может работать — это моральная сторона вопроса. Большинство из этих, с позволения сказать, «избранников» являются членами «команды Гайзера» — выдвиженцами партии «Единая Россия», которую, по моему мнению, организованная преступность превратила в свою «крышу». В любом цивилизованном государстве общественные деятели, которые замешаны в связях с мафией и входили в ближайшее окружение бандитских главарей, подвергаются обществом политическому забвению и не имеют морального права участвовать в управлении государством, так как всеми своими действиями, даже если и не замешаны напрямую в совершении преступлений, этому способствовали, потворствовали и создавали для этого благоприятную политическую среду, а значит, не могут не нести за это ответственности.
Деятельность Государственного совета в «избранном» составе, в условиях отсутствия у него всякой легитимности вызовет в обществе волну тотального отрицания права как такового, приведет к насилию и беспределу, продуктом которого, собственно, и являются нынешние органы государственной власти Коми.
Единственный шанс избежать этого — роспуск парламента и проведение новых выборов.
Виктор Торлопов, юрист:
— Госсовет должен год отработать, потому что нет у нас «технической» возможности, чтобы они немедленно ушли в отставку. Без парламента нельзя: надо принимать бюджет и еще какие-то вещи. Поэтому они должны сложить полномочия досрочно в 2016 году. Поэтому выборы должны быть и главы Коми, и парламента. И желательно надо поставить вопрос о доверии Совету Сыктывкара, потому что там тоже люди из «Единой России». И напоследок такое предложение. Люди, которых Гайзер делегировал в Общественную палату, тоже должны подать в отставку.