«Новая газета» опубликовала статью «Республика в Коми», в которой рассказала о схеме вывода предприятий из государственной собственности с помощью компаний, зарегистрированных в офшорах. Журналисты описывают задержание главы региона Вячеслава Гайзера и обыски в его кабинете. Там, согласно официально озвученным данным, нашли коллекцию из 150 дорогих часов (стоимость одной из марок — $1 млн), а также документы на офшорные компании Greettonbay Trading Ltd и Afina Management Ltd.
Маршрут «Кипр — Коми»
Членам «гайзеровской ОПГ» (так ее называют в Следственном комитете) предъявили обвинения в организации мошеннических приватизационных схем и махинациях с государственными долями в региональных предприятиях. Официальный представитель СКР Владимир Маркин назвал некоторые из них: «Сыктывкарский лесопильно-деревоперерабатывающий комбинат», гостиница «Югор», гостиница «Авалон», птицефабрика «Зеленецкая», «Сыктывкарский хлебокомбинат» и «Сыктывкарский молочный завод». Кипрский и сейшельский офшоры Greettonbay Trading Ltd и Afina Management Ltd имеют отношение к последним трем.
Вот как, по версии следствия, осуществлялся вывод этих предприятий из региональной собственности.
10 апреля 2007 года Агентством Республики Коми по управлению имуществом был учрежден Фонд поддержки инвестиционных проектов, в задачу которого вошло управление самыми инвестиционно привлекательными предприятиями региона. Это сыктывкарские хлебокомбинат и молокозавод, птицефабрики «Зеленецкая» и «Сыктывкарская», ликеро-водочный завод.
29 августа 2008 года для управления этими предприятиями Фонд инвестпроектов учредилООО «Агрохолдинг». 2,9% уставного капитала компании (его размер, согласно справке из ЕГРЮЛ, 1 742 756 341 руб.) внесла кипрская офшорная компания Nevest Imvestement Ltd.
10 августа 2010 года «Агрохолдинг» выкупил 49,63% акций у екатеринбургского ООО «Металлургическая лизинговая компания» («Метлизинг»), 50,37% акций которого уже на тот момент принадлежали кипрскому офшору Greettonbay Trading Ltd (документы на офшор нашли в кабинете Гайзера). Возглавил «Метлизинг» действующий фигурант дела Антон Фаерштейн.
К июню 2011 года «Метлизинг» начал процесс выкупа собственных акций у «Агрохолдинга». 22 июня, согласно платежному поручению № 8 ЗАО «Метробанк», на счет «Агрохолдинга» от ООО «Металлургическая лизинговая компания» поступили 144 000 000 рублей в качестве «платежа по договору купли-продажи части доли от 06.06.2011». А 5 июля «Агрохолдинг» получил от «Метлизинга» 126 900 000 рублей.
Неизвестно, осуществлялись ли еще какие-либо платежи между компаниями, но к июню 2012 года «Агрохолдинг» (согласно данным справочной службы ОГРН Московского центра экономической безопасности) владел лишь 11,35% акций «Метлизинга». 50,37% по-прежнему принадлежали Greettonbay Trading Ltd, а сам «Метлизинг» владел 38,28% своих акций.
В октябре 2012 года, согласно данным все той же справочной службы ОГРН, Greettonbay Trading Ltd принадлежали уже 81,61% акций, у «Агрохолдинга» остались 18,39%.
Таким образом, «Метлизинг» стал полностью подконтролен кипрскому офшору. А в 2012 году местные СМИ сообщили, что в собственность компании «Агрохолдингом» были переданы 90,56% акций ОАО «Молочный завод» и 97,94% акций ОАО «Сыктывкархлеб», 100% акций ОАО «Птицефабрика Зеленецкая». Первые два предприятия — малоприбыльны: в 2012 году «Молочный завод» получил 20,36 млн рублей чистой прибыли, а «Хлебокомбинат» — 57,93 млн рублей. Зато через птицефабрику, по мнению следователей, могли пройти серьезные деньги: на ее реконструкцию в период с 2011 по 2016 годы правительство республики планировало выделить 3 млрд рублей.
Лесоденьгопильный комбинат
Еще двумя предприятиями, замешанными в коррупционных схемах правительства Коми, СКР называет ОАО «Сыктывкарский лесопильно-деревоперерабатывающий комбинат» (СЛДК) и ЗАО «Леском». Учредители обеих компаний — уже известный нам Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми (49,09%) и итальянская SАFWООD S. Р.А (50,91%). Гендиректором обеих компаний был гражданин Италии Джампаоло Парабоски, а исполнительным директором — предприниматель Валерий Веселов (еще один действующий фигурант «дела Гайзера»).
29 марта 2011 года решением Арбитражного суда Республики Коми в отношении СЛДК была введена процедура банкротства. Спустя три дня, 1 апреля, аналогичная процедура началась и в отношении «Лескома».
13 июля 2011 года на имя начальника республиканского УФСБ Александра Калашникова пришло письмо от управляющей отделением № 8617 Сбербанка России по Республике Коми Анны Виноградовой. В письме говорилось об уклонении СЛДК от выплаты кредита и возможном мошенничестве:
«Кредиторская задолженность перед банком у ОАО «СЛДК» 514 043 891,68 рубля, у ЗАО «Леском» — 416 242 931,18 рубля. <…>
По данным бухгалтерского учета Сбербанк является крупнейшим кредитором, в связи с этим банком регулярно осуществляется мониторинг хозяйственной деятельности и процедуры банкротства предприятий.
В процессе мониторинга было выявлено, что ЗАО «Леском» в рамках дела о банкротстве предъявило к ОАО «СЛДК» требования кредитора на сумму 523 млн рублей».
Выдвинув такие требования, «Леском» стал первым в очереди на получение долгов СЛДК: попросту говоря, Сбербанк мог не дождаться возвращения собственных денег.
Виноградова, кроме того, указывала на сомнительный, по ее мнению, договор между ОАО «СЛДК» и ООО «Комиинкорлес» на переработку древесного сырья. По договору стоимость переработки одного кубометра сырья составляла 1300 рублей, тогда как фактическая себестоимость переработки, по утверждению Виноградовой, составляет 3694 рубля за кубометр. «У банка есть основания полагать, что через ООО «Комиинкорлес» предпринимаются действия по выводу выручки ОАО «ЛПК СЛДК», — говорилось в заявлении управляющей банка.
УФСБ заниматься рассмотрением жалобы Сбербанка не стало. А 26 августа 2011 года Виноградова получила отказ в возбуждении уголовного дела по изложенным ею фактам за подписью замначальника оперативно-разыскной части экономической безопасности МВД Коми И. А. Лапина. Он сообщал, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, поскольку представители «Лескома» отозвали свои претензии к СЛДК на 523 млн рублей, назвав их «ошибочными». Информацию о возможном выводе средств СЛДК через «Комиинкорлес» следователи начали изучать только сейчас.
Неизвестно, по каким причинам, но в ноябре 2011 года Сбербанк переуступил право требования долгов с СЛДК и «Лесхоза» ООО «Инвестиционная компания «Таврический». Источники «Новой газеты» в журналистском сообществе Коми рекомендовали искать эти самые причины не в низкой ликвидности активов предприятий, а в персонах, стоящих за «Таврическим».