Межрегиональный портал для мигрантов в России появится совсем скоро в интернете. Как рассказал эксперт по работе с этническими меньшинствами и трудовыми мигрантами благотворительного фонда «ПСП-фонд», антрополог Андрей Якимов, на сайте разместят справочную и аналитическую информацию по Петербургу, Республике Карелии и еще трем областям Северо-Западного региона (Ленинградской, Мурманской, Архангельской). Этот портал станет инструментом для консультирования по юридическим и правовым вопросам.

По подсчетам специалистов фонда, ежегодно в Россию въезжает около 17 миллионов человек, из них пять миллионов — чтобы найти работу. Как отмечает Андрей Якимов, проблемы, с которыми они сталкиваются, представляют серьезный вызов для нашего общества:

— Торговля людьми, трудовая эксплуатация, отсутствие правовой помощи, финансовые махинации, подлог документов, отсутствие доступа к образованию и медицине для членов семей мигрантов — это лишь краткий перечень сложностей, с которыми иностранцы сталкиваются регулярно. В то же время общее представление о миграционных процессах питает ксенофобию и конфликтность, раскалывая российское общество по социальному, национальному, этнокультурному и религиозному принципу.

 

Фото Евгении Волковой

 

Благотворительный фонд поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-ФОНД» поддержал инициативу правозащитников Петербурга — изучить ситуацию в городах Северо-Западного региона и создать единый информационный ресурс в сети Интернет. Задач у общественников много: собрать и распространить лучшие практики в сфере работы с трудовыми мигрантами и развития межнационального сотрудничества; наладить взаимодействие НКО и профильных социальных и образовательных государственных учреждений; отслеживать изменения в законодательстве и оказывать юридическую поддержку трудовым мигрантам. Специалисты уже начали изучать реальную обстановку в областных центрах Северо-Запада. Андрей Якимов провел в Мурманске образовательный семинар по актуальным проблемам миграции весной и приедет снова. На осень 2015 года запланированы  встречи для обмена практическим опытом работы в этой сфере.

**

А пока социологи определяют болевые точки в миграционном вопросе, корреспондент «7x7» попыталась выяснить, почему мигранты выбирают для жизни именно Мурманскую область  и с какими проблемами сталкивается государство, принимая у себя гостей из-за рубежа.

**

Мурманск — «красный регион»

Трудовым мигрантам, которые приехали в Заполярье за экономическими выгодами, зачастую не интересно рассказывать о себе прессе и уж тем более делиться нюансами жизни своей семьи или планами на будущее. Без упоминания реального имени с интернет-порталом «7х7» согласился пообщаться Эльнар.

Корреспондент «7х7» встречает Эльнара каждое утро уже два года. Он дворник, работает в коммунальной службе. Внешность выдает среднеазиатскую страну происхождения. Эльнар приехал в российское Заполярье из Ферганской долины Узбекистана. С ним семья. И их тоже в спальном районе знают. В местном магазине супруга Эльнара продает сухофрукты и специи, а вечером, на детской площадке, знакомит детей с новым для них миром: культурой и языком. У Замиры и Эльнара четверо детей. Всех их, кроме новорожденного, водят в центр психолого-педагогической помощи на уроки русского языка для иностранцев. Родители понимают, что интегрироваться в общество детям нужно. Именно поэтому младших они привели в местный муниципальный сад, а старшего сына определили в районную школу.

 

 

— Сотрудники федеральной миграционной службы по Мурманской области называют свой регион «красным», то есть привлекательным, комфортным, доступным для мигрантов, а главное, что Мурманская область — это территория, на которой в полную силу работает закон. Именно поэтому дети всех, кто приехал на Крайний Север трудиться, посещают школу. В других регионах (особенно в Москве и Петербурге) иностранцам порой приходится отстаивать конституционное право на образование в Верховном суде. В Мурманске же, администрации школ и садов в первую очередь выполняют закон об образовании, — уточняет начальник отдела по делам миграции Владимир Соловьев.

Жен трудовых мигрантов зачастую можно встретить в очередях за пособиями. Вот и Замира пришла в отдел социальной защиты. На трех ее детей положено «детское пособие». Отношение к приезжей здесь не самое доброжелательное. Замиру со спящим младенцем на руках, например, вне очереди не обслужили. Свое отношение специалисты объяснили просто и четко: «Они живут на наши с вами деньги!».

Дело в том, что федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» распространяется на постоянно проживающих в стране иностранцев и лиц без гражданства, а также беженцев. Вот основные виды материальной помощи (размер определен в 2015 году): единовременное пособие при рождении ребенка — 20 296,92 рубля; ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком — 3 805,68 рублей, за вторым и последующим — 7 611,34 рублей; пособие по беременности и родам — 761,14 рублей и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, еще 761,14 рублей. Кроме того, в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию. Есть также и закон Мурманской области «О государственной социальной помощи в Мурманской области», который устанавливает размер помощи малоимущим семьям. Это адресная государственная социальная помощь, дополнительное ежемесячное пособие на ребенка — от 438,48 рублей до 876,96.

 

 

Складывая все, пусть даже и не самые внушительные суммы, «итого» на четырех детей получается больше, чем средняя зарплата мурманчанина. И возникает закономерный вопрос, как так получается, что привлечение внешних трудовых ресурсов бюджет не пополняет, а  разоряет?

— Дело в том, что подтвердить финансовую возможность содержать себя и семью, находясь в России, иностранный гражданин обязан во время получения визы. Но граждане стран Евразийского союза эту процедуру не проходят вовсе. Во время трудовой деятельности на территории Мурманской области УФНС имеет право проверить доходы семьи, но справки формы 2НДФЛ нам предоставляют в редких случаях, чаще всего приносят выписку со счета, на которой лежит определенная сумма. Мы понимаем, что положить деньги на счет, распечатать баланс, а потом отдать эти деньги тому, у кого взял, легко. Но мы пока не можем повлиять на эту ситуацию, отказать в принятии такого подтверждения дохода не имеем права, — объяснил Владимир Соловьев.

Оказалось, кроме социальной защиты есть и другие плюсы Мурманского региона. Сам патент на работу здесь стоит 1 568 рублей 40 копеек в месяц. Это базовая ставка, к которой никакого повышающего коэффициента не применили. Для сравнения, в Калужской области патент стоит 3 900 рублей, в Петербурге также около трех тысяч, в Москве — почти четыре, а в Сибири и Поволжье стоимость патента повысили до шести тысяч рублей. В Мурманске в ближайший год повышения не планируется. Налоговая служба по Мурманской области за семь месяцев этого года уже получила от иностранцев 10 миллионов 352 тысячи рублей. Это общая сумма фиксированной ежемесячной оплаты за патент. Выходит, что каждый трудовой мигрант отдает в местную казну меньше, чем получает социальных выплат на семью. 

И все-таки в комитете по труду и занятости считают, что без иностранной рабочей силы рынок труда в регионе испытает серьезный дефицит. Особенно в строительной области. Ведь в столице Заполярья развернулось сразу несколько масштабных проектов строительства социального и загородного жилья, а к столетию города планируется реконструкция зданий в центре города, облагораживание парков и скверов.

— В этом году мы применим новую методику для оценки эффективности использования рабочей силы в Мурманской области. Мы подсчитаем долю налоговых платежей от нерезидентов и сравним ее с расходами на обеспечение иностранной рабочей силы. Показатель будет считаться положительным, даже если доходы не превысят, а хотя бы будут равны расходам, — рассказала начальник отдела профориентации и трудовой мобильности комитета по труду и занятости Мурманской области Ольга Витауто. Результаты такого анализа станут известными через три года.