Сергей Мамаев и его сторонники покидали площадь Оболенского-Ноготкова в тот момент, когда на ней уже присутствовали сторонники их оппонентов — это начинался митинг «Единой России» в поддержку Леонида Маркелова.
Среди его будущих участников можно было увидеть Юрия Кондакова, составлявшего компанию депутатам Йошкар-Олинского городского и Государственного Собраний. Очевидно, на митинг должны были приехать представители районов республики — ведь главный поствыборный лозунг этой кампании — «сельчане — за Маркелова». Предположения практически сразу же и подтвердились — первый из глав муниципальных районов, замеченный корреспондентом «7x7» на площади, оказался никем иным, как Александром Гурьяновым. Председатель собрания депутатов Горномарийского района запомнился скандалом с участием артиста Арсения Яйцова, спровоцировавшим Раисию Данилову, выступавшую на встрече коммунистов с жителями деревень. Именно Гурьянов, по словам заслуженной артистки Марий Эл, сопровождал агитбригаду кандидата от КПРФ и всюду возил с собой доверчивого Яйцова.
Участники митинга развернули флаги районов — было видно, что они хорошо подготовились к мероприятию и желали сделать его красочным и запоминающимся. Делегацию своего района, естественно, с флагом, возглавляла другая участница агитационной кампании, умудрившаяся во время встреч коммунистов с населением призывать голосовать за Леонида Маркелова, Надежда Зангерова. Она — коллега Александра Гурьянова, председательствует в собрании депутатов Мари-Турекского района. Следовательно, действительно, районные делегации возглавляли председатели районных собраний депутатов. Напротив, глав администраций и мэров на мероприятии «Единой России» замечено не было.
Секретарь регионального отделения «Единой России» Владимир Мухин сообщил корреспонденту «7х7», о том, что своей избирательной кампанией коммунисты внесли серьезный раскол между поколениями, очевидно имея в виду, что отцы и деды выбирали Мамаева, а их дети и внуки — Маркелова. Однако Владимир Мухин не рассказал, какие электоральные документы он изучил, чтобы сделать такой вывод. Вероятно, он видел фотографии встреч Сергея Мамаева с избирателями, где действительно достаточно много пожилых людей. Они — самая активная часть электората коммунистов. Самая ли многочисленная — сказать сложно. Результат главного оппонента в 32% и верховенство в городах не смущают лидера марийских единороссов. Он считает, что голоса за Мамаева выражают протестные мнения горожан республики. Правда, как с этим будут считаться власти республики, главный единоросс не пояснил.
В своем выступлении на митинге он призвал Сергея Мамаева возвращаться в родные края. Его однопартиец, депутат Государственного Собрания, ректор Марийского государственного университета Михаил Швецов был эмоционален:
«Мы не отдадим нашу победу!», — крикнул он. С ним было сложно не согласиться — Михаилу Швецову есть чего терять; в начале лета РБК составил рейтинг самых высокооплачиваемых руководителей российских вузов. Ректор МарГУ с годовым доходом, превысившим 30 млн рублей, занял в нем восьмое место.
Выступающие один за другим сменяли друг друга у микрофона, а рядовые участники митинга встречали их выступления аплодисментами. Первую линию аудитории митинга составляла университетская молодежь, депутаты, делегации из районов. Лица стоящих за первой линией людей уже были менее радостными, они практически не обращали внимания на произносимые речи и разговаривали о чем-то между собой. Люди стояли, собравшись в небольшие группы, очевидно объединенные в силу каких-то общих интересов. Так выглядят сотрудники отделов, управлений и департаментов, направленные на какое-либо подневольное мероприятие. К сожалению, это правда. Многие из них отворачивались, увидев объектив фотоаппарата.
— Вы пришли по собственной инициативе? — на этот вопрос одна из женщин в одной из таких групп ответила автоматически: — Организованно. — Подумав, добавила: — По собственной инициативе.
Организованно пришедшие студенты и чиновники, а также представители районных администраций — вот аудитория этого достаточно многолюдного митинга, собравшегося выразить слова благодарности и поддержки Леониду Маркелову, находящемуся в эти минуты в Москве. На их лозунгах было написано: «Мы за стабильность и развитие», «Победили честно», «Итоги выборов поддерживаем!», «Хватит позорить Марий Эл», «Тот, кто дружит с головой, вместе с нынешним главой».
В резолюции, принятой в завершении митинга, одним из пунктов было требование проведения расследования фактов контрагитации: незадолго до дня голосования в республике были распространены (так заявляет один из претендентов на пост главы Марий Эл Юрий Кондаков) «покаянные листовки», призывавшие голосовать за одного из кандидатов, но перед этим содержащие информацию о якобы имевшем место обещании Леонида Маркелова наградить этого кандидата определенной денежной суммой за участие в выборах. Прозвучали заявления о том, что имеются признаки подготовки этих листовок штабом коммунистов. В рескоме КПРФ эту информацию пока не комментируют.
Какие ощущения остались от этого митинга? Он был многолюдным и красочным, на нем звучали эмоциональные выступления. Люди поддерживали и гневно осуждали, выражали надежду и заверяли. Митинг «Единой России» был хорошо организован. Но на нем все же почти не прозвучала тема — что делается не так, если значительное число жителей республики проголосовало против Леонида Маркелова. Главный ответ — грязная, необоснованная критика дезориентировала людей. Хрестоматийные победители обычно не только великодушны к побежденным, они ищут и знают причины, по которым их победа не была столь ощутимой. Не считать же такой причиной не применение административного ресурса при подсчете голосов в городах. Или все же считать?