Четвертые, последние из серии теледебатов кандидатов на пост главы Марий Эл были посвящены темам молодежи и спорта. Каждый из принявших участие в прямом телеэфире канала «Россия 1» получил возможность дважды высказаться как на главную, так и на свободные темы.
Кандидат от ЛДПР Кирилл Черкасов вновь напомнил свою позицию по поддержке госпредприятий общественного транспорта. Он также предложил применять жесткие меры в отношении сотрудников компаний-перевозчиков, высаживающих льготников, а руководителей таких предприятий — отдавать под суд. Рядом с университетами, по мнению претендента на должность главы республики, нужно открывать досуговые центры, где студенты после напряженного учебного дня могли бы заняться спортом, отдохнуть. В республике, по его мнению, отсутствует программа поддержки малого и среднего бизнеса. А капитальный ремонт многоквартирных домов на старте этой кампании нужно проводить за счет бюджета.
Юрий Кондаков из Партии пенсионеров за справедливость снова вернулся к тезису, с которым пришел на теледебаты: рядовому избирателю сложно разобраться в большом количестве информации, появившейся накануне выборов главы региона. Далее выступление кандидата на пост главы республики приобрело черты выступления доверенного лица другого кандидата. Начал, впрочем, Юрий Кондаков издалека: можно посмотреть на биографии кандидатов за последние 15 лет. Кто что сделал. Черкасов — понятно, депутат Государственной думы. Заболотских — музыкальное образование, затем юрист — тоже все понятно. Я — восстановил предприятие-банкрот. А Маркелов что сделал за это время? Можно, наверное, продолжать часа два: дворцы спорта, ФАПы… — в какой-то момент показалось, что Юрий Кондаков и вправду будет перечислять сделанное Леонидом Маркеловым в течение если не двух часов, то всего оставшегося времени теледебатов. — Дороги, конечно, можно было лучше сделать, — добавил сопернику ложку дегтя в бочку меда кандидат от партии пенсионеров за справедливость. — Я думаю, в ближайшие два-три года город будет полностью закатан в асфальт, — тем не менее оптимистично завершил он тему. — А коммунист Мамаев — что сделал для республики? Пока ничего? — ответил вопросом на собственный вопрос Юрий Кондаков.
— Многие молодые люди не желают идти на избирательные участки. — доверенное лицо Сергея Мамаева, Александр Маслихин, посчитал, что это неправильно. — На протяжении всей истории идет война за собственность и власть, — продолжил он свою мысль. — Коммунисты — за передачу собственности народу. А власть должна принадлежать народу. Сергей Мамаев принадлежит к числу лучших людей России, — словно доказывал Юрию Кондакову Александр Маслихин. — Но выборы проходят не по-русски и не по-марийски, а по-американски, — заключил представитель коммунистов. — Это грязь, это нонсенс.
Андрей Заболотских («Справедливая Россия») отметил диспропорцию в реализации молодежной политики в городах республики и небольших населенных пунктах, где не созданы условия для того, чтобы молодежь оставалась.
Второе выступление кандидатов и их представителей — поскольку оно было последним в рамках телевизионных дебатов, стало свободным — каждый из четырех участников телеэфира мог сообщить избирателям то, чего не успел сделать ранее.
Кирилл Черкасов напомнил об идее создания коалиционного правительства с привлечением представителей всех политических сил в случае его победы.
— ЛДПР — единственная из политических партий, работавшая на территории республики на протяжении всех пяти лет. Мы оказали помощь в решении их вопросов более пяти тысяч жителей Марий Эл, — сообщил кандидат.
Далее представитель ЛДПР затронул тему предвыборных программ. Продемонстрировал ту, что раздают агитаторы либерал-демократов, и предложил:
— Коллеги из коммунистической партии пусть покажут программу. Не тот пасквиль и не те инсинуации, которые они распространяют. Мы понимаем, что представители коммунистов работают только для того, чтобы всколыхнуть общество, — сообщил Кирилл Черкасов.
Выступавший следом за ним Юрий Кондаков, как стало ясно практически с первых его слов, намерен был продолжить как свое завершившееся по причине истекшего времени разоблачение, так и подхватить «волну», достаточно неожиданно поднятую предыдущим оратором.
— Браво, коммунисты! Второй раз обещают землю раздать! — искренне изумился он. — Вся предвыборная кампания — бла-бла-бла, — добавил эмоций кандидат от партии пенсионеров за справедливость. Далее он завел речь о подготовленной его штабом информации, в которой, по его словам, идет речь о разоблачении деятельности Сергея Мамаева в 2004 году:
— Брошюра с правдой о кандидате Мамаеве, — анонсировал содержание Юрий Кондаков. Одновременно он демонстрировал какую-то газету.
— Развалил колхозы, забрал всю технику, — продолжал свое выступление Юрий Кондаков. Очевидно, он имел в виду время, когда Сергей Мамаев возглавил Советский район Кировской области. — Документ свидетельствует, — критикующий кандидат продолжал демонстрировать изданную им брошюру, — что кандидат Мамаев вводит в заблуждение избирателей.
Набравший критические обороты Юрий Кондаков коснулся спортивных и боксерских качеств кандидата от коммунистов и зачем-то завершил свое обличительное выступление предположением, что с коллегой по Госдуме и тоже боксером Николаем Валуевым Сергей Мамаев наверняка не рискнул бы вступить в поединок. Юрий Кондаков также хотел предложить подготовленную его штабом предвыборную брошюру представителю кандидата от коммунистов Александру Маслихину, однако тот как будто и не заметил этого обращения.
— Представителей «Единой России» не было на дебатах, ни на одном из них, — констатировал Александр Маслихин. — Предлагаю вопросы – почему республика — в долгах как в шелках, почему не вышла из кризиса, почему берут плату за учебу, отвергают компетентных специалистов?
Одна из наших листовок — мы говорим, какая сегодняшняя власть и что мы предлагаем сделать, — обиженно, словно поражаясь непонятливости конкурентов, сообщил Александр Маслихин. — У нас листовка не цветная, а черно-белая, — дополнительно упрекнул он их. — Мы — партия бедняков. Мы полагаем, что на нашей стороне правда. Те, кто открывает дворцы, построил их на ваши деньги, — обратился он уже к избирателям.
Выступление оказавшегося на периферии захлестнувших концовку агитационной кампании конфликтов Андрея Заболотских было последним. О чем он мог сказать? О росте ответственности в деятельности регионального правительства, увеличении расходов на социальный сектор, поддержке среднего и малого бизнеса, внимании к развитию села, организации работы общественного транспорта. Проведении последовательной работы по повышению инвестиционной привлекательности республики.
Все телеаргументы в утренних понедельничных эфирах кандидаты на пост главы Марий Эл, таким образом, уже предъявили. До выборов остается шесть дней.