Молодежный парламент при Заксобрании Кировской области был основан в 2006 году. Сейчас его седьмой созыв (действует с 2013 по 2016 гг.) состоит из 34 членов, он сформирован из числа представителей депутатов Заксобрания. Главная цель этого совещательного и консультативного органа такая: «подготовить молодых граждан к участию в государственном управлении и местном самоуправлении, привлечение молодежи к участию в законодательной деятельности Законодательного Собрания, повышение активности молодежи в общественной жизни Кировской области». Последнее заседание членов МПКО в этом году было весной. Еще в 2013 году с инициативой распустить этот орган вышел заместитель председателя Заксобрания Михаил Курашин. По мнению депутата, в его работе нет идеи, ради которой он нужен. Редакция «7x7» попросила членов прошлых созывов и действующего оценить работу этого органа и ответить на простой вопрос: есть ли от него польза и востребованы ли те идеи, которые выдвигает молодежь в парламенте.

 

Константин Соловьёв, член четырех созывов МПКО, в том числе и действующего:

— Зачастую молодежный парламент был лишним звеном между автором инициативы законопроекта к депутату, который может ее вынести на рассмотрение. Функция члена МП, таким образом, сводится к учебной: понять, как функционирует система государственной власти. В этом смысле, можно сказать, что польза от него есть: немало молодых людей, уже занимающих определенное положение в правительственных, коммерческих или политических структурах, прошли через эту школу. Обратной стороной медали оказывается формирование в каждом созыве определенной группы, приближенной к властным кругам, тех, кто занимает большую часть «информационного поля», постоянно куда-то ездит, посещает то или иное мероприятие. В самом по себе карьеризме, может быть, и нет ничего плохого, но с позиции не члена молодежного парламента эти внутренние дела выглядят общественно-бесполезными. Вот уж чем молодежный парламент не должен заниматься, так это поставкой статистов на какие-то субботники, благотворительные акции и прочее.

Например,  из положительного опыта могу вспомнить то, что вопрос о сокращении льгот  был вынесен на пленарное заседание, и даже было принято обращение к ОЗС. То есть пусть и при нашем косвенном участии, но в конце концов льготные категории были расширены.

Также МП мог стать трибуной для выражения мнения молодежи по общественно значимым событиям, ведь из «высоких кабинетов» так легко не заметить «маленького человека»! Но всегда находятся те, кто в этом не заинтересован. Вот поэтому членов парламента постоянно и «наставляют», что молодежный парламент — это не политическая организация, свои убеждения отстаивать здесь не надо.

Сейчас молодежный парламент в какой-то момент просто перестал собираться: не было кворума, потом, видимо, и пропало желание у руководства его собирать. С мая месяца я не замечаю никакой активности молодежного парламента. Конечно, лето всегда было для молодежного парламентаризма (да и не только для него!) «мертвым сезоном». Но предпосылки для его затягивания кроются в принципе формирования МПКО: его членов направляют депутаты ОЗС. Кто-то относится к этому ответственно, а кто-то безразлично. Кто-то попадает в парламент заинтересованным, а кто-то «отбыть номер».

В данном случае может быть полезен опыт других регионов. Молодежные парламенты, вообще, могут формироваться самым различным образом. В частности, одними из интереснейших являются выборы среди молодежи. Как же вообще попадают в состав представительных органов? Да, конечно же, через выборы. Так почему бы не провести их и в молпарламент? Вот вам отличный способ повысить общественную активность молодежи, ее политическую грамотность, дать опыт участия в проведении избирательных процессов. Повторюсь, девять лет молодежного парламентаризма в Кировской области убеждают в том, что основная функция Молодежного парламента — это образовательная. Так давайте же ее использовать по максимуму!

 

Ильмира Халикова, бывший член МПКО:

— Членом МП я пробыла недолго, примерно полгода (хотя, судя по рассылке приглашений на собрания, все еще где-то числюсь). В принципе, задумка хорошая, чтоб повышать политическую активность и грамотность молодежи. Конечно, в идеале МП должен вносить законотворческие инициативы в Заксобрание, но структура до того бюрократична, что на деле это невозможно. Нам сразу так и сказали: «99% ваших инициатив не пройдут, и 1%, возможно, будет рассмотрен». То есть свою основную функцию он выполнять не будет.

Так почему туда идут? Для себя выделила 3 вида молодых парламентариев. Это карьеристы. Из кожи вон лезут, чтоб их заметили, занимаются бумагами, произносят пламенные речи на собраниях, предлагают нереальные инициативы из расчета «лишь бы что-то предложить». Общественники. Люди, желающие помогать населению области и творящие реальные дела. Пусть эти дела никаким боком не касаются законотворчества, но это реальная польза обществу. И пофигисты. Моя любимая категория. Это как раз те, кто не приходят и портят статистику. Или приходят и спят, даже не интересуясь — какого депутата они здесь представляют. Или делают вид, что активно участвуют в обсуждении вопросов, на самом деле смеются над всем и нарушают всю программу заседания.

Я пошла в МП, чтобы полезно использовать такой большой, политически активный людской ресурс для блага общества. Естественно, понимала, что ничего полезного в законотворчестве не принесем, но такое количество молодых и активных может принести пользу и без этого. В принципе, польза была. Хорошие ребята от ЛДПР как раз относятся ко второй категории, старались, горели, приносили новые идеи. Но для этих инициатив не нужно быть членом МП. Нужно быть человеком. Не вижу пользы от этого органа. В законотворчество юных никто не пустит, а для реальных дел есть много других организаций. Только расход бюджетных средств на слеты, собрания и конференции.

 

Инна Докудина, член МПКО:

— Я считаю, что деятельность МП должна быть, прежде всего, законодательная (если член МП в будущем приравнивается к депутату ОЗС как кадровый резерв, то основы права и тем более изучение законодательного процесса на региональном уровне должны быть на первом месте). Лекции от студентов по праву (как обещал нам председатель МП и его секретарь) бессмысленны, ведь все мы находимся в равных условиях, да и чему может научить студент ВУЗа, пусть даже юридического, не имея самостоятельной практической работы в стенах ОЗС? Это должны делать депутаты, делясь своим профессиональным опытом.

Что же касается состава МП, то здесь уместно выражение «рыба тухнет с головы». Состав МП хороший, есть по-настоящему активные и творческие люди, но опять же возвращаемся к основам МП, а именно к законодательной функции (разработке законодательных инициатив или законодательных проектов для действующего взрослого состава ОЗС), и получаем, что на практике ее просто нет. МП сегодня стал одной из общественных организаций, которые занимаются благотворительностью или общественно полезными делами. И это, с одной стороны, конечно, хорошо, но тогда разумно переименовать МП, например, в общественную организацию, например, с названием «Добрые люди».

МП должен работать коллегиально, а мы наблюдаем только единоличный открытый пиар одного человека (председатель МП) в целях дальнейшего хорошего будущего для самого себя. Все эти поездки для «обмена опытом» в соседние регионы и в столицу России не доводятся до сведений остальных членов МП, хотя квоты на эти поездки, на мой взгляд, должны распределяться между всеми членами МП (или между советом МП). Но не с целью выехать в другой город и его посмотреть, а именно с рабочим визитом по обмену опытом. Следовательно «рыба» в лице МП «будет тухнуть с головы» до тех пор, пока МП не придет к коллегиальности, равноправию и равному доступу к возможности взаимодействия не только друг с другом, но и депутатами ОЗС. А пока МП — это серая массовка, которая ни о чем не осведомлена, с полуразвалившимся Советом и безликими комитетами, которых почти нет.
 

Евгений Артюкин, член МПКО:

— В первую очередь участие в молодежном парламенте может дать колоссальную пользу для молодежи: саморазвитие и реализация собственных проектов, участие в мероприятиях на федеральном уровне. Председатель, например, прошел практику в Госдуме, а заместитель посетил Китай в составе делегации от Кировской области. Польза должна быть и для депутатов, и для правительства области в виде кадрового резерва, состоящего из активной молодежи, вовлеченной в общественную жизнь. И самое главное — члены МП должны выработать связь между молодежью и властью для решения проблем.

Но в реальности в МП, как было, впрочем, и в предыдущие созывы, проходит вялотекущая деятельность, состоящая в основном из «шариков-фонариков» и ношения флагов, как в 2013 году заявлял Михаил Курашин. Именно он предложил возложить ответственность за работу МП на плечи своих коллег. Не помогло. На данный момент МП — полумертвая организация. Но она обязательно нужна.

Я уже неоднократно поднимал вопрос о том, что нужно изменить структуру органа, часть мест отдать на откуп политическим фракциям и дать возможность студенчеству, рабочей молодежи, молодежным общественным организациям самостоятельно выбрать своих представителей.

Однажды мельком прозвучала инициатива о регулировании продажи и использовании пневматического оружия детьми. Уже и последнее пленарное заседание забылось, состоявшееся весной, да и то кворум тогда не собрался. Половина действующего состава приходит сюда ради статуса и селфи в здании Заксобрания, некоторых же просто депутат попросил место занять, но большинство, надеюсь, пришли все-таки для реализации молодежной политики. Молодежь быстро разочаровывается от вялотекущих процессов: нет лидера, способного задать темп и направление работы. Действующий председатель заточен в основном на флагоносную работу, он уже полгода обещает провести лекцию о законотворческой деятельности. Лично я ожидал, что научат, покажут начальные азы.

 

Егор Поспелов, заместитель председателя МПКО:

— Цель МП — воспитание нового поколения грамотных и молодых политиков, а не создание инициатив или законопроектов. Польза от этого органа есть и самим органам власти: мы осуществляем небольшую помощь: например, регулярно проводим инспекцию тепломагистралей в работе комитета ЖКХ.

Сначала к нам пришло много людей, которые не понимали, зачем они тут. Постепенно состав меняется, те, кто понимает, что им это не нужно или не под силу, уходят, приходят новые — достойные. Это нормальный процесс. Для меня МП стал неким акселератором роста личностного и профессионального. Я получил много знаний из разных сфер, познакомился с многими уважаемыми людьми, посмотрел реальную жизнь людей всей области, участвовал в поездках по форумам в другие города.

МП — отличная возможность для молодежи проверить свои политические возможности, просто изучить работу органов власти и, самое главное, помочь своему региону или даже стране! Реализовать свои идеи, не обязательно законотворческие. В идеале, конечно, нужно больше учебы всем членам МП, больше экскурсий по предприятиям, поездок в область, ведь проблемы не заканчиваются городом или ее окраинами.

Если выстроить более тесное взаимодействие МП и всех органов власти, что активно происходит, то будет более плодотворная работа всех сторон. У МП есть силы и энергия, много идей, которые они могут генерировать с большой скоростью, пусть сейчас многим членам не хватает опыта в силу возраста, но для того он и нужен, чтобы получить этот опыт! При должной поддержке область может получить качественные молодые кадры во всех сферах, которые к тому же патриоты своей области, что немаловажно.

 

Михаил Кремлев, член МПКО:

— К сожалению, сейчас никаким законодательством МП не занимается. В свою очередь, эта площадка может быть предназначена для того, чтобы проблемы молодежи звучали с трибуны Заксобрания, чтобы эти проблемы слышали депутаты. Но и тут есть свои проблемы: заседания МП в основном посещают депутаты от КПРФ, им эти проблемы известны, а те, до кого хотелось бы донести эти мысли, просто не ходят к нам. Поэтому на данный момент МП — это возможность попиариться некоторым его членам, это личная польза перед выборами.

Меня в МП делегировали, сам я не просился. Шел защищать интересы студентов, школьников, людей с ограниченными возможностями, защищать интересы молодежи в целом. Да и вообще хотелось внести свою лепту в развитие региона посредством законотворчества. Но мои ожидания не оправдались. Я не отрицаю, что сам работал не со стопроцентной отдачей, но в целом, к сожалению, понимание ненужности МП для Заксобрания ставит крест на желании работать и приводит к понятным итогам. Если мы не нужны нашим учредителям, создателям, то зачем мы вообще нужны? Я считаю, что МП все-таки нужен просто потому, что населению необходимо использовать все возможные способы реализации своих прав в участии во власти. Но также нужно, чтобы МП стал нужен депутатам, чтобы они, в свою очередь, были готовы услышать советы членов МП и приняли их к рассмотрению.

 

Софья Добрых, член МПКО: 

—  Польза от МПКО, безусловно, есть, несмотря на массу негативных отзывов. К сожалению, нынешней молодежи негде реализовать свой потенциал, их мало кто слышит, а проблем у школьников и студентов ничуть не меньше, чем у работающего населения. Молодежь выходит к членам МПКО с инициативами, предлагая свои идеи по решению проблем, принимает активное участие в наших акциях и заседаниях, вступает в резерв. В первую очередь для молодежи это самореализация.

Не могу сказать о повышенной активности всех членов МПКО, но костяк сформировался — это самые активные ребята, которые сотрудничают с органами власти, с молодежью. Из наиболее ярких моментов деятельности МПКО могу вспомнить флешмобы и автопробеги ко Дню Победы. Из самых первых инициатив — внесение изменений в правила размещения и работы точек общепита в учебных заведениях. Из интересных — проведение классных часов и тематических уроков по госуправлению и структуре власти в школах. Из чуть более масштабных — выход «в свет» инициативы по вручению Конституций ребятам, получающим паспорт. Все это точно не повредит молодежи, а уж для членов МПКО и вовсе дополнительный опыт: и коммуникативный, и когнитивный.

В МПКО попала случайно, просто решила попробовать себя в чем-то новом. Выбрала аграрный комитет. Для меня, как журналиста и редактора, это направление сейчас в приоритете. Не думаю, что явка парламентариев — это показатель успешности проекта. Часто бываю на заседаниях Заксобрания области — не сильно отличается ситуация.
Думаю, что МПКО — вещь нужная в первую очередь для самих его членов. Только хотелось бы, чтобы парламентарии более ответственно подходили к этой деятельности, а если нет интереса, то самостоятельно бы из этой структуры выходили. Не хватает пиара МПКО, я категорически не согласна, что стать членом МП могут только помощники депутатов. Думаю, отмена этого ограничения улучшит ситуацию и с количеством инициатив, и с явкой в том числе.