Член союза композиторов Коми и одновременно ассоциации композиторов Великобритании Сергей Носков вот уже 23 года живет в Лондоне. Там, по его собственному признанию, он пишет «коми музыку». Сыктывкарским меломанам он более всего известен как автор оперы «Куратов» на либретто известного поэта Альберта Ванеева. В последние годы он окунулся в более древнюю историю и вместе с драматургом Алексеем Поповым работает над оперой о крестителе коми народа Стефане Пермском. Не так давно он приезжал в Сыктывкар, чтобы не только встретиться с родными и друзьями, но и решить с соавтором творческие вопросы.
— На какой стадии находится ваша с Алексеем Поповым работа?
— Я бы так сказал: работа находится на финальной стадии подготовительного периода.
— То есть либретто уже готово?
— Нет, либретто еще не готово, но собран большой материал, как литературный, так и музыкальный. И, конечно, исторический, краеведческий… В общем, постарались найти все, что было можно. Может, и не все удалось найти, но постепенно творческий сундук все еще пополняется и уже начинает вырисовываться структура оперы.
— На нашем сайте какое-то время шли жаркие споры по поводу личности Стефана Пермского. Каким ты его себе представляешь?
— Действительно, это натура очень и очень противоречивая. Хотя материалов по Стефану имеется довольно много, и церковных, и светских. Но как раз на эту тему, о чертах его личности, информации очень мало. Мне важно понять психологическую натуру Стефана. Именно она могла бы отразится в музыке ярче всего и, возможно, стала бы близка и понятна людям. То есть важно показать его не только как церковного деятеля, но и как человека. Размышляя о его человеческой натуре, я понял, что он не мог нести христианство на землю коми с помощью насилия. Во всяком случае сам, лично. Я думаю, он своим примером, я бы даже сказал, своим образом пламенно верующего человека убеждал людей принять христианскую веру. Но коренные коми, для которых язычество было единственной реальностью, естественно, сопротивлялись. Я думаю, что Стефан, собираясь в свой далекий поход, понимал, с какими трудностями ему придется столкнуться. Понимал, что его могут просто убить, и вот, для своей защиты он взял с собой отряд солдат. Мне кажется, что именно те солдаты и совершали все то насилие, о котором упоминают исторические источники. А вот совершали они это насилие по его указанию или по собственной инициативе — это вопрос всех вопросов.
— Ты уже решил, каким голосом будет петь Стефан Пермский? Бас, баритон или тенор?
— Это пока секрет.
— Ну а Пан, его главный противник, будет в числе главных героев?
— Это тоже секрет.
— Почему так много секретов?
— Да мне не интересно будет писать оперу, если я сейчас все расскажу. Мне нравится писать музыку так, чтобы про неё никто не знал. А потом, как сюрприз, играется премьера.
— А примерные сроки премьеры намечены? Или это тоже секрет?
— Пока правительство республики не чешется с финансами, я думаю, о сроках премьеры говорить очень рано. Как говорил всем известный герой Ильфа и Петрова, утром деньги — вечером стулья. Нам, композиторам, тоже нужно иногда что-то покушать. Если будет решен вопрос с финансированием, то опера будет готова намного раньше.
— Тем более, что в Государственном театре оперы и балета Коми, где, по идее, должны поставить оперу, нет директора.
— Директора приходят и уходят, театры строятся и разрушаются, и строятся новые. У меня есть конкретная цель — написать оперу. А где она будет поставлена — время покажет. Пути Господни неисповедимы.