Кировские предприниматели с ярмарки на Комсомольской площади 1 сентября объявили голодовку. Мэрия города хочет закрыть ее и организовать на этом месте бесплатную парковку. Участники ярмарки «Вятка-РОСС» намерены находиться в павильонах до тех пор, пока их «не услышит власть». Ранее они уже провели несколько пикетов с требованием отставки главы города Владимира Быкова, а каждое требование по итогам пикета отправляли губернатору Кировской области Никите Белых, а также президенту РФ и в другие федеральные структуры. Сейчас против ликвидации ярмарки собрано более пяти тысяч подписей. Главное, чего хотят добиться продавцы и предприниматели — сохранения ярмарки и своих рабочих мест.
У входа на ярмарку лежит спиленное дерево. Рядом с ним с раннего утра продавцы раскладывают овощи и цветы. Многие прилавки в павильоне пустуют.
— Здесь остались те, кому нечего терять, — комментирует Алексей Кальсин, член ассоциации защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области. — Конечно, администрация может что-то предпринять против нас во время голодовки. Пусть предпринимает. Но какое у нас государство тогда? Президент с экрана телевизора заявляет, что надо поддерживать малый бизнес. Минторг пишет письма муниципалитетам, что надо развивать нестационарную торговлю в городах. Но что в итоге? Оперативно это все ликвидируется. Как я понимаю, губернатор вмешиваться не намерен и позицию свою обозначать не будет, но она четко понятна — ярмарку надо ликвидировать. Все указывает на то, что администрация действует с отмашки губернатора.
Кальсин признает, что если бы не было организации «Ассоциация защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области», то все бы разбежались. Но сейчас, кажется, люди уже вынуждены пойти на такие меры, как голодовка, потому что никакие пикеты уже не помогают.
Продавцы и предприниматели собираются в кучки и задают друг другу вопросы, которые их волнуют в первую очередь. Увидев Алексея Кальсина, вопросы переадресовывают к нему.
— Мы выйдем на голодовку, и что-то изменится? — спрашивает продавец Алевтина Гущина. — Все покупатели говорят, что цены на центральном рынке бешеные и поэтому они идут к нам. Таких цен нигде нет. Покупателей и продавцов не слышат! Население в шоке, они ходят и спрашивают: «Неужели вас убирают?».
Ее подхватывает предприниматель Осман Гасанов:
— Чем мы мешаем кому-то? Мусор выбрасываем, налоги платим, продлите нам договор на более долгосрочный срок, и мы все здесь обустроим! Теперь мы вышли на голодовку и будем поддерживать друг друга морально.
— Друзья, надо называть своими именами — просто ликвидируют конкуренцию, — отвечает Алексей.
— Народ за людей не считают! — возмущенно говорит один молодой человек.
На ярмарке каждый с опаской относится к корреспондентам. «Все, что против рынка, показывают по телевизору, а что „за“ — убирают», — рассказывает один предприниматель — это же монтаж: что нам выгодно, то и показываем. Конечно, кто пойдет против администрации?»
После 9 утра всю ярмарку поглощает звук бензопилы. Те остатки дерева, что не удалось убрать вчера, убирают сегодня, а опилки попадают ящики с продуктами, стоящие поблизости. Продавцы их периодически переставляют в другое место.
— Что тут происходит? — удивленно спрашивает женщина, проходящая мимо. Продавец объясняет, что здесь администрация хочет построить бесплатную парковку, а ярмарку снести.
— С ума сойти! Совсем охренели. Деревья то кому помешали?! — эмоционально отвечает женщина и торопливо уходит.
— Я живу не рядом, но, бывает, приезжаю сюда специально, — покупатель Мария Слободина останавливается у палатки с одеждой и внимательно смотрит на осенние плащи. — Раньше здесь рыба очень хорошая была, а так, овощи по дешевой цене покупаю и одежду. Нехорошо, что тут все хотят убрать.
«Мы боимся представить, что будет 4 сентября»
С утра на ярмарке уже отключили электричество. Администратор Людмила Смердова сообщает, что люди сами вышли и сказали: «Будем голодать!».
— Они хотят все вместе, сообща, сесть и голодать. Как в наше кризисное время людям можно остаться без работы? Если бы власти предлагали альтернативные и приемлемые места, но они предлагают такие места, где наш товар не пойдет, например, в торговых центрах. И при такой аренде они не выкрутятся. Наш рынок для необеспеченного населения, у которого маленькие зарплаты и пенсии, — уточняет Смердова.
28 августа на центральном рынке состоялось собрание для тех, кто хочет работать на новом месте. Однако никто из работников ярмарки туда принципиально не пошел. Наталья Плюснина тоже не пошла на это собрание, считая эту ситуацию беспределом, и объясняет, почему это место ей так дорого:
— Мы не хотим идти ни на центральный рынок, ни в торговые центры. Меня там не устраивает арендная плата. Для администрации центрального рынка важно лишь заполнить места, а тем продавцам мы только конкуренты. Понимаете, мы корнями здесь вросли. Что такое муниципальный рынок? Он же не только властей города. Он наш, жителей этого города, почему мы должны его распродавать по кусочкам? Инициатива парковки — безумная. Конечно, машин бывает много в час пик, когда поезд «Вятка» приходит, а так, парковка стоит свободная целый день, рядом же есть платная парковка, которая тоже пустует.
Технический директор «Вятка-РОСС» Николай Коршунов показывает стопку бумаг с подписями в защиту ярмарки.
— Вот здесь пять тысяч подписей, — он аккуратно перелистывает страницы. — К нам приходят покупатели, и когда видят, что мы собираем подписи защиту ярмарки и сохранения сквера, тут же оставляют и свое имя, и телефон. Они не боятся. Здесь география не только нашей области, но и страны. Вот подписи из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Зуевки, Пижанки, города можно перечислять бесконечно!
Предприниматель Андрей Кудряшов рассказывает, что сейчас решаются вопросы организации голодовки:
— Мы решаем, как обеспечить людям ночлег, обогреть. Электричество же у нас с утра отключили, а сейчас ночи холодные. Люди планируют находиться здесь день и ночь. Днем кто-то будет работать, но все останутся на ночь.
Кудряшов вспоминает, как вчера на ярмарку приходил начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка Александр Седельников и заявлял, что «этой ночью пригонит ОМОН и все сравняет здесь землей».
— Это же абсурд! — удивляется предприниматель. — Здесь уже пилят деревья, хотя администрация обещала, что ничего трогать не будет. Заявляют, правда, что это старое дерево и это плановая вырубка.
По словам Кудряшова, раньше 4 сентября ярмарку ликвидировать не могу начать, а вот что будет в этот день, предприниматели боятся представить.
— Ужас будет! Все встанут защищать свои рабочие места. Понимаете, все проекты, которые подготовила «Вятка-РОСС», были загублены, точнее они прошли согласование во всех службах, их подписали, но свою подпись не поставил только один Владимир Быков.
Алексей Кальсин уточняет, что компания «Вятка-РОСС» подготовила несколько проектов по развитию этой территории.
— Мы бы хотели развивать ярмарку, мы не раз предлагали сделать здесь асфальт, новые павильоны, но говорят, что «нельзя, потому что здесь коммуникации расположены», — с сожалением замечает Алексей. — Позиция одна: снести и убрать и при этом дискредитировать нас. А конструктивные начинания они не готовы поддержать.