В целом экологическая обстановка в Коми оценивается как удовлетворительная. Об этом сегодня во время своего доклада на заседании правительства региона заявил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Роман Полшведкин. Однако факты, приведенные им же самим, говорят об обратном.
По данным государственного доклада о состоянии окружающей среды в России, по итогам прошлого года Коми занимает первое место по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу среди регионов Северо-Запада. Причем это связано не только с выбросами промышленных предприятий, но и выхлопами автотранспорта.
Около 450 тысяч человек жителей республики проживает там, где количество вредных веществ в воздухе превышает гигиенические нормативы. Это города Воркута, Ухта, Сыктывкар и Сосногорск. Впрочем, благодаря принятым мерам, в Воркуте и Сыктывкаре общий объем выбросов в прошлом году снизился на 8,7% по сравнению 2013 годом. Однако, по мнению министра, этих мер недостаточно. В числе мероприятий, необходимых для снижения загрязнения атмосферы, он назвал расширение улиц, их озеленение, строительство объездных дорог и совершенствование транспортных схем.
Неудовлетворительным считается и состояние водных объектов, что обусловлено повышенным содержанием в них соединений железа и меди, а также опасных органических веществ.
Не менее важной проблемой являются отходы производства и потребления. Их на конец 2014 года в республике накоплено 117 тонн.
— Мы понимаем, что сохранение отходов — это тупиковый путь, — заявил министр. — Перспективу решения проблемы мы видим в наращивании объемов их переработки и раздельного сбора.
Важнейшими мероприятиями по предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду должны стать ликвидация несанкционированных свалок, строительство и обустройство полигонов, организация раздельного сбора мусора.
Роман Полшведкин не обошел стороной и постоянные инциденты с аварийным разливом нефти. Так, если в 2010 году в Коми произошло только 10 таких случаев, то в прошлом году это число увеличилось до 21. Увеличивается также площадь загрязненных территорий. По сведениям на конец 2014 года, площадь земель, не восстановленных после разлива, в Коми составила почти 422 гектара. При этом нефтяники зачастую скрывают факты аварий или предоставляют заниженные данные как по площадям загрязнений, так и по объему разлива нефтесодержащей жидкости.
Рост таких инцидентов министр объяснил изношенностью трубопроводного транспорта главным образом у крупнейшей в регионе нефтедобывающей компании «ЛУКОЙЛ-Коми». Главная проблема, по словам Романа Полшведкина, заключается в низких темпах реконструкции внутри промысловой трубопроводной системы.
Правда, власти и нефтегазовые компании предпринимают меры в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве. В частности, в резервный фонд закупается специальное оборудование, предназначенное для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. А для контроля за процессом нарушенных земель ведется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов.
Эту тему продолжил заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Коми Исламудин Астраханов. По его словам, большую опасность представляют ликвидированные и законсервированные нефтяные скважины, каковых в республике насчитывается более 4,5 тысяч.
Что касается разливов нефти, то чаще всего они происходят в Усинском районе на лицензионных участках «ЛУКОЙЛ-Коми».
— Часто о фактах аварийных разливов наше управление узнает от болеющих за свой край неравнодушных жителей, активистов общественных организаций и средств массовой информации, но не от нефтяных предприятий, — признался чиновник.
Для улучшения ситуации с нефтяными разливами управление Росприроднадзора по Коми предлагает запретить предприятиям продлевать срок службы оборудования после истечения гарантийного срока эксплуатации и исключить случаи сокрытия фактов таких аварий.
— Хотел бы отметить один момент: все судебные заседания, а с «ЛУКОЙЛ-Коми» мы судимся вечно, направлены с их стороны не на устранение выявленных нарушений и оплату штрафа, а на то, чтобы избежать ответственности, — заявил в заключение Исламудин Астраханов. — Их вина не оспаривается, но при этом бесконечно звучат слова: «вы не так проверили», «не так сделали», «не так провели». Это отнимает много сил и средств как у государства, так и у самого предприятия.