Каждое новое появление в информационном поле кандидата на пост главы Марий Эл, коммуниста Сергея Мамаева, все больше убеждает вот в какой мысли: то ли его соперники забыли, что такое конкурентные выборы и надеются заручиться поддержкой избирателей, уповая на то, что «все предопределено и места всех уже окончательно расписаны», то ли экономят деньги и силы на финишную прямую. Кандидат же от коммунистов стартовал уверенно, предупреждая, что пришел побеждать.

Удивительного происходит немало, вот только пока свидетелей этого события даже в многолюдной Йошкар-Оле не так уж и много. Встреча с избирателями, состоявшаяся в ДК им. 30-летия Победы, помимо всех плюсов, о которых будет сказано ниже, имела большой недостаток — незаполненный даже наполовину зал. Представители коммунистов уверяли, что предупреждали своих сторонников и приглашали горожан, но объявления, которые они расклеивали, тут же срывались. Вполне возможно, представители штаба кандидата опасались провокаций, и поэтому не стали уделять внимания рекламе важного для них мероприятия. Но и это всего лишь предположение.

 

 

 

 

 

Ну, а то, что происходило на сцене «Тридцатки», можно было бы назвать неординарным и интересным для нынешней Марий Эл событием. Для общения с избирателями на нее поднялись Иван Казанков, Сергей Мамаев и присоединившийся к ним в самый последний момент президент ассоциации «Марийский мир – 21 век» Михаил Долгов. Именно Долгова, в случае его выдвижения, все считали главным соперником действующего главы региона — Леонида Маркелова. Именно Долгов отказался идти на выборы традиционным путем — через выдвижение от какой-либо политической силы. Он в итоге оказался самым непосредственным участником избирательной компании.

 

 

Создатель и руководитель СПК «Звениговский», первый секретарь рескома КПРФ Иван Казанков вышел к микрофону первым. Он рассказал собравшимся о сложностях, с которыми столкнулись марийские коммунисты при подборе кандидата, который мог бы представить партию на сентябрьских выборах главы региона:

— Я начал искать кандидатов более года назад. Мне, как первому секретарю, пришлось со многими людьми разговаривать. Первым назвал Никандра Горячкина, бывшего директора техникума, главу Мари-Турекского района. Два месяца вели переговоры, он согласился. Но получилось так, специально или случайно, его посадили. Следующим был директор выдающегося совхоза. Он просил не называть фамилию, так как испугался репрессий. Далее в нашем списке были генералы: Иван Тетерин, Михаил Долгов и Вениамин Васильев. Тетерин не заявился. С Васильевым получилось так: я предложил ему встретиться с Геннадием Андреевичем Зюгановым в Казани, но Васильев не соизволил приехать туда. Переговоры с Долговым продолжали. У него было желание получить и нашу поддержку, и «единороссов».

Затем, по словам Ивана Казанкова, он получил карт-бланш от лидера КПРФ на подбор кандидата в главы Марий Эл в региональных отделениях партии. Среди потенциальных участников борьбы за власть в Марий Эл значились руководители рескомов КПРФ Татарстана, Чувашии, Удмуртии и Нижегородской и Кировской областей. 

После того как было принято решение в пользу кировчанина Сергея Мамаева, получено его согласие, коммунисты достигли договоренности с руководством регионального отделения «Единой России» о предоставлении подписей депутатов муниципального уровня в каждом районе республики:

— Мы договорились с Владимиром Мухиным (секретарем регионального отделения «Единой России» — прим. ред.), что они никаких препятствий не будут чинить при сборе подписей. Их мы собирали не по «квоте Маркелова», — подчеркнул Иван Казанков, имея в виду распространенное на исходе завершения кампании по сбору подписей заявление администрации главы Марий Эл. — Наш кандидат на равных правах идет на выборы. У администрации есть право создавать равные условия всем кандидатам.

Тут же Иван Казанков привел недавний пример вмешательства районных чиновников в предвыборную работу коммунистов:

— Мы посещали Сернурский, Куженерский, Мари-Турекский районы. В Нартасе (поселок в Мари-Турекском районе — прим. ред.) глава муниципального образования, председатель районного собрания депутатов — Надежда Зангерова — приехала на нашу встречу. Сказала: «Надо голосовать за Маркелова». Мы ей ответили: «Какое право имеете агитировать? Ваша задача — создавать условия. Не мешайте нам проводить встречу с кандидатом на пост главы правительства».

В заключение своего выступления Иван Казанков еще раз обосновал появление кандидатом в главы от коммунистов не уроженца республики:

— Именно такой человек, подготовленный, нужен нам главой, кандидатом в главы правительства. Почему со стороны? Вы вспомните: Петр Васильевич Ураев приехал к нам из Башкирии, Виктор Петрович Никонов, Григорий Иванович Посибеев… Их народ помнит, при них республика развивалась бурными темпами. В СССР занимали 5-ое место по развитию сельского хозяйства после Московской, Ленинградской, Тульской и Орловской областей. Сейчас поля сосной зарастают, а на поле должен хлеб расти — хлеб всему голова. У нас одинаковое понимание развития Марийской республики с Сергеем Мамаевым.

Сергей Мамаев, сменивший Ивана Казанкова, начал встречу с информации, которой наверняка будет делиться с избирателями повсюду: 

— Я не инопланетянин, а практически ваш земляк. Родился неподалеку, много раз сюда приезжал, местные проблемы знаю не понаслышке.

Именно о проблемах и способах их решения кандидат и говорил. В центре его внимания при посещении районов оказываются закрывающиеся медицинские учреждения и школы, неремонтируемые дороги и общий невысокий уровень жизни населения. При том, что все может быть гораздо лучше.  

— По моим подсчетам, на стройку на набережной направлено два годовых бюджета республики. Поэтому и не хватает средств на ремонт и строительство дорог и больниц, — предположил Сергей Мамаев.

 

 

— Посмотрел региональную законодательную базу, — продолжал он. — Государственное Собрание приняло неплохой вроде бы закон о ветеранах труда. Но в нем заложена так называемая «мина замедленного действия»: для получения звания ветерана труда теперь необходимо иметь стаж 40-45 лет. Первое, что я сделаю, наложу вето на этот закон, — Сергей Мамаев, вероятно, посчитал, что полностью объяснил причину несовершенства закона и не стал далее вдаваться в подробности, сосредоточившись на том, как он поступит с этим законом, когда станет главой республики. — Если в государстве, республике не уважают ребенка и старика — это не государство и не республика, — пояснил он. И добавил: — После моего избрания будет также принят республиканский закон о социальных гарантиях «Детям войны».

По мнению кандидата коммунистов, республика  должна и может быть намного богаче, не должно быть того дефицита бюджета, который имеется:

— Изучил налогооблагаемую базу. Увидел, что много хороших предприятий, которые работают, зарегистрированы в соседних регионах. Был в Оршанке — возник вопрос, где находится зарегистрирован Марийский НПЗ. Никто не знает — есть подозрения, что точно не в республике, — поделился настоящей сенсацией Сергей Мамаев. Жителям республики действительно очень мало известно о деятельности НПЗ в Табашино. Временно исполняющий обязанности главы Марий Эл Леонид Маркелов не ездит на предприятие уже в течение ряда лет. Известно, что осенью 2013 года разразился скандал, причиной которого стало хищение кредитов ВТБ, выданных на инвестиционную программу модернизации производства. Следствием этого стали судебное разбирательство и банкротство крупнейшего предприятия республики. Произошла остановка производственных мощностей нефтеперегонного завода. Впоследствии предприятие перешло под контроль ВТБ.

— Цифры — вещь упрямая, продолжал тем временем воинственно настроенный Сергей Мамаев. — Приглашаю на открытые дебаты временно исполняющего обязанности главы республики, — сообщил он избирателям, — и мы с вами в открытой беседе подискутируем, что удалось сделать, что не удалось и по каким причинам, — скорее всего, это обращение было адресовано лично Леониду Маркелову. В зале практически не было журналистов, естественно, отсутствовали телевизионные камеры, но, кажется, это пожелание до временно исполняющего обязанности главы региона может быть донесено — за предвыборной встречей внимательно наблюдал первый заместитель руководителя администрации главы Марий Эл, начальник управления внутренней политики и контроля Станислав Швецов.

— Есть небольшие ростки, — Сергей Мамаев решил немного похвалить своего конкурента, — но это не только в Марийской республике, но и в других регионах происходит, так как финансирование из федерального центра неплохое. Бюджетный кодекс определяет нормативы финансирования регионов. Наша республика относится ко второй категории — «Национальные регионы».  Первая — это Москва, Петербург, а третья — все остальные российские регионы, — на этом Сергей Мамаев вновь поменял тему выступления, а хотелось бы узнать подробнее, чем первая категория нормативов финансирования лучше второй, а вторая — третьей.

Однако кандидат от КПРФ нашел новые недостатки в деятельности региональных властей и заинтересовал аудиторию ими:

— Не нашел программу «Жилье для молодой семьи» в республике: она не представлена, — заявил Сергей Мамаев. — Не нашел программу «Социальное жилье». Нашел программу «Ветхое жилье» — она сейчас по всей России реализуется. Но проезжал через Волжск — увидел в каких домах люди там живут, это просто кошмар. Написал в прокуратуру, чтобы они разобрались. Таких трущоб не видел, проезжая по России.

— Что касается детских садов, по ним тоже есть федеральная программа, — продолжал кандидат. — Везде вопросы задают: почему не строятся детские сады и школы закрывают. Вот сегодня из деревни Чирки Оршанского района приехал: ломают двухэтажную школу 1960 года постройки. Стройматериалы увозятся в Чувашскую республику.

Решительно настроенный кандидат от коммунистов остановился на теме кадровой ротации руководящих работников:

— Много перспективных кадров в республике, никого с собой не приведу. Буду опираться на местных специалистов, сформирую правительство народного доверия — коалиционное правительство. Вот представлены в республике четыре парламентские партии. Предложим им собраться, спросим: кто какое направление готов взять, чтобы этой сферой заниматься и отвечать перед народом. Думаю, в этом вопросе также поддержите меня. Здесь сегодня, извините меня, какие-то жандармские порядки установлены. Я такого не видел, проезжая многие регионы России, включая и республики Северного Кавказа.

Вот присутствует здесь замечательный человек — Иван Иванович Казанков — что же вы мешаете? Наверное, нужно было бы пригласить его, предложить: давайте распространим опыт Звениговского района на всю республику.

После этого, чувствуя, что обо всем больше не рассказать, кандидат на пост главы Марий Эл от КПРФ кратко пробежался по оставшимся проблемам: обещал обуздать коммунальные тарифы — это компетенция региона, способствовать благоустройству придомовых территорий и еще раз остановился на очевидной коррупционной составляющей, которая особо наглядно отслеживается при обустройстве йошкаролинской набережной. Отметим, что пока Сергей Мамаев не вдается в подробности этой темы, лишь обозначая ее. Между тем, вопросы распила бюджетных средств — универсальные для всех регионов — наиболее охотно обсуждаются избирателями. Подробностей, которых, вероятно, они не услышат от других кандидатов, они вправе требовать от заявившего тему претендента на должность глав республики.

Вероятно, здесь основным помощником Сергея Мамаева станет подключившийся к публичной стадии избирательной кампании кандидата от КПРФ Михаил Долгов. Кандидат в президенты Марий Эл на последних всенародных выборах в 2004 году, занявший на них второе место с результатом, превышающим 18 % отданных за него голосов избирателей республики, все эти годы занимался изучением проблем коррупции в Марий Эл. В своем выступлении он сразу отметил, что изменения, которые он фиксировал, — не в лучшую сторону.

— Проблем очень много: в здравоохранении, образовании, строительстве.

Привел свежий пример:

— Леонид Игоревич Маркелов включил в список кандидатов в члены Совета Федерации министра здравоохранения Марий Эл Владимира Шишкина. В 2014 году был получен ответ генпрокуратуры, признавшей, что им (Владимиром Шишкиным — прим. ред.) был нарушен закон о противодействии коррупции. К сожалению, прокурор республики не довел это дело до логического конца: информация затерялась… Это достаточно серьезный момент, я считаю. Как можно коррупционера выдвигать в члены Совета Федерации?

 

 

— Руководство республики пытается навязать миф, что, если уйдет Леонид Игоревич Маркелов, наступит крах, — Михаил Долгов подметил характерную для российских властей всех уровней тенденцию — цепляться за власть до последнего, пренебрегая тем, что законодательство страны достаточно подробно рассматривает механизм смены власти.

— Десять лет я поднимал вопросы коррупции, написал более 200 статей, подготовил три издания книги. Эти материалы передавались лидерам политических партий, Вячеславу Володину (первому заместителю руководителя администрации президента России — прим. ред.) — все согласны. Но, наверное, только коммунистическая партия подключилась к решению проблем. Я же принял решение — не участвовать в выборах. Принял решение оказывать содействие представителю КПРФ. Буду принимать в этом активное участие, своих сторонников призываю отдать голоса за Сергея Мамаева. Обстановкой он владеет — вы, наверное, почувствовали это. Очень хочу, чтобы жители городов пришли на выборы. Если не пойдут люди на выборы — у Маркелова  много шансов победить.