Состояние окружающей среды в Усинском районе «вполне удовлетворительное» и даже имеет тенденции к улучшению. К таким выводам пришла руководитель недавно созданной общественной организации «Зеленая республика» Евгения Бойко. Сегодня в Общественной палате Коми она рассказала о том, как в июле провела в Усинске образовательный лагерь для экологических волонтеров, во время которого увидела, что «устья ручьев — чистые, на восстановленных нефтяниками землях восходят посевы, а „ЛУКОЙЛ-Коми“ работает над своим профессиональным уровнем и имиджем». С такими оценками не согласились эксперты, в том числе и сотрудники Министерства природных ресурсов и окружающей среды региона. Более того, по словам директора республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования («Центра по ООПТ») Александра Ермакова, «нарисованная» Евгенией Бойко картина была бы правдой только в Стране дураков, так как данные в официальном докладе министерства за прошлый год говорят об ухудшении экологии по многим пунктам: выросло количество порывов нефтепроводов, увеличилось число загрязнений, а площадь рекультивируемых земель, наоборот, уменьшилась.
При этом Евгения Бойко многократно повторила о том, что не видит, чтобы хоть одна из 16 экологических организаций в Коми действительно работала. По ее словам, общественники, в том числе Комитет спасения Печоры, только и делают, что разводят демагогию и ставят ультиматумы.
Корреспондент «7x7» прочитал записи в блоге Евгении Бойко, выслушал ее доклад в Общественной палате Коми и попытался понять, какие цели преследует организация.
Об организации «Зеленая республика» практически ничего не было известно до июля этого года. В первые дни месяца выпускница Национального минерально-сырьевого университета Евгения Бойко завела свой блог на ресурсе «БНК.Блоги», цель которого очертила в первой записи — «максимально точно доносить мысли, планы, реализованные проекты».
В течение нескольких дней на ресурсе, а потом и на сайте агентства «БНК» появилось несколько «заметок с полей» о том, как проходит экологический семинар в Усинске для волонтеров, который как раз и организовала лидер «Зеленой республики». Молодые люди посетили объекты компании «ЛУКОЙЛ-Коми», убрали свалку нефтешламов, прослушали несколько лекций. В итоге Евгения Бойко сделала вывод, что экологическая ситуация улучшается. Все это сопровождалось мощной информационной поддержкой в проправительственных СМИ, которые откровенно продвигали новую медийную персону.
Важно отметить, что в эти же дни в Усинске проходил семинар по выявлению экологических нарушений, который организовали Комитет спасения Печоры и «Гринпис России». Этот проект готовился несколько месяцев: общественники договаривались о площадке, вели переговоры о приглашении экспертов, составляли образовательную программу. Это очень большое и важное мероприятие, на котором местных жителей учили контролировать работу нефтяников, фиксировать нарушения и использовать для анализа ГИС-технологии. За два дня практических занятий активисты Гринпис и волонтеры зафиксировали более десятка разливов и нарушений, которые не заметили участники лагеря «Зеленой республики».
Еще одна любопытная деталь связана с Министерством природных ресурсов и окружающей среды. Там пообещали направить на семинар «Гринпис России» и Комитета спасения Печоры своих специалистов, которые должны были прочитать несколько лекций. Однако уже во время семинара чиновники проинформировали организаторов, что никто к ним приехать не сможет. Официальная причина отказа не называлась.
Чуть позже станет известно, что эксперты Минприроды Коми и геопортала республики все же приехали в Усинск, но выступили перед участниками лагеря «Зеленой республики».
Члены Комитета спасения Печоры с интересом наблюдали за Евгенией Бойко, однако быстро пришли к выводу, что ее организация, скорее всего, является спойлером и создана для того, чтобы перетянуть на себя формирование повестки дня в очень проблемном для местной власти экологическом вопросе.
— Слова о том, что вот в республике, наконец, появилась экологическая организация, вызвали у меня скорее смех, — рассказала «7x7» член Комитета спасения Печоры Валентина Семяшкина. — Все было настолько шито белыми нитками, что даже непосвященным сразу стало очевидно, чья это инициатива, с какой целью и за чей счет она реализуется. Появление «Зеленой республики» и ее активное насаждение, на мой взгляд, как раз и говорит о признании реально действующих эко-НКО. Значит, они мешают тем, кто нарушает законодательство и кто на эти нарушения закрывает глаза. Вот и возникла необходимость создания такой заказной организации. Это уже не первая попытка, кстати. После прошлогодних митингов и собраний жителей, возмущенных действиями нефтедобытчиков, тоже была информация в СМИ о том, что в Усинске создается отделение ВООП (причем аж с пятью штатными сотрудниками!)… Ну и где эти «общественники»?! Откровения госпожи Бойко комментировать не буду: люди по молодости говорят и делают немало глупостей, а тут еще и такая поддержка на уровне республики, поневоле голова закружится!
Сегодня во время своего доклада в Общественной палате Коми Евгения Бойко, словно используя методы НЛП, многократно повторяла несколько мыслей: ни одна экологическая общественная организация в Коми нормально не работает (дел нет, только слова); экология в Усинском районе на троечку, но есть тенденция к улучшению (мы выезжали в рейды, нефть не видели); промышленность необходима, поэтому не надо вставлять палки в колеса нефтяникам (а иначе на землю коми придут зарубежные компании, и не известно, что будет); между нефтяниками, властями, общественниками и экологами нужен диалог, и я «наконец-то предлагаю его организовать».
Вот несколько цитат из выступления Евгении Бойко:
— Негативный имидж нефтяников сохраняется из года в год, несмотря на то, что нефтяники, я считаю, пытаются налаживать работу с властью, стараются ликвидировать негативные последствия. Это в их же интересах.
— Мы должны понимать, что промышленность необходима. Необходима нефть, необходимы газ, уголь. И если мы будем ставить им палки в колеса, то на смену нашим отечественным компаниям придут зарубежные компании, у которых более прагматичный взгляд, и займут наши с вами территории. Нам надо выстраивать диалог, находить компромисс.
— Состояние окружающей среды в Усинском районе мы оцениваем как удовлетворительное, но с положительными тенденциями к улучшению. Мы видели современные производства на территориях «ЛУКОЙЛ-Коми», направленные на сохранение окружающей среды. Визуально следов нефти на объектах исследования не обнаружила. Устья ручьев, затворы рек — чистые. На участках после проведения рекультивации можно видеть наличие слоя плодотворной [скорее всего, Евгения Бойко имела в виду плодородную почву] почвы, наблюдается восхождение посевов. На многих участках бурная растительность. Результаты экспертизы показали концентрацию нефтепродуктов, тяжелых металлов в пределах нормы. Все это говорит о том, что предприятие выполняет все предписания власти, развивается в направлении создания безотходного производства, работает над своим профессиональным уровнем и имиджем.
Члены общественной палаты Коми — директор Сыктывкарского лесного института Валентина Жиделева и председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Коми Мнацакан Никогосян — хвалили Евгению Бойко и по-отечески наставляли. В отличие от них директор Центра по ООПТ Александр Ермаков дал профессиональную оценку выводам Евгении Бойко, фактически назвав их дилетантскими.
— Такое ощущение, что мы попали в Страну дураков, а вы приглашаете нас на поле чудес, — начал свою речь Александр Ермаков. — В государственном докладе о состоянии окружающей среды за прошлый год состояние в Усинске оценивается как крайне негативное. Рост порывов [нефтепроводов], рост загрязнения, снижение числа площадей восстановленных земель. Этот вопрос сейчас будет рассматриваться на правительстве, а говорите, что все хорошо.
— Я просто общественник, я занимаюсь общественной работой, — перебила Ермакова Евгения Бойко.
— Мне казалось — это не поучение — что если вы приехали в неизвестную ситуацию, в первую очередь надо оценить, что здесь происходит, какие тут проблемы, — продолжил свою речь директор Центра по ООПТ. — Вы же не на голое место приехали. Работал Комитет спасения Печоры — это серьезная организация, мы ее знаем еще с советских времен. И она очень много полезного сделала. Важно, что вы приносите опыт других территорий. Важно, что вы привлекли высоко квалифицированных экспертов к этой работе. А то, что нефтяники не представляют информацию в информационную систему по нефтеразливам, которая предназначена для скорейшего обнаружения и ликвидации, этот вопрос упущен. Они, конечно, провели вас по красивым местам и создали условия, чтобы вы ничего плохого не увидели. Но надо уметь видеть глубже... Нельзя игнорировать то, что было сделано здесь.
Сразу после окончания презентации корреспондент «7x7» задал Евгении Бойко несколько вопросов.
— Как появилась «Зеленая республика»?
— Она появилась спонтанно. Я окончила Национальный минерально-сырьевой университет по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Я инженер-эколог. И просто решила попробовать себя в роли общественников. У меня много хороших знакомых — выпускники и преподаватели вуза, людей, которые занимаются коммерческой деятельностью в плане экологии. И мы решили организовать свою небольшую пока организацию, которая являла собой совокупность молодых специалистов, у которых другой современный взгляд, которые стремятся к модернизации, к изменению формата отношения к экологии, подключают для этого социальные сети, которые на позитиве общаются. Я понимаю, что опыт весомых ученых нам не стоит отвергать, но нам бы хотелось обновить взгляд людей. Очень много в республике общественных организаций, но я, если честно, не заметила у них никаких результатов. Они даже ни разу не поучаствовали ни в одном грантовом конкурсе, не выиграли ни один грант.
— А вы результаты получением грантов меряете?
— Грант дает возможность что-то сделать. Это деньги на реальный проект и работу. Получается, что мы видим разговоры, а реальное действие должно быть...
— Может быть, я куда-то не туда смотрю, но я вижу результаты работы общественных организаций.
— Может быть.
— Нина Ананина, «Экологи Коми», реализует множество проектов. Комитет спасения Печоры — это проекты по контролю, мониторингу, просветительские проекты.
— Просветительские — может быть. А малые проекты... Не знаю, может быть, я действительно не туда смотрю. Но гранты являются основным источником для деятельности организации. Для того, чтобы куда-то поехать, надо купить билеты, питание требует затрат. Ликвидация разливов требует затрат. Откуда брать деньги, если не на гранты?
— Многие организации живут на членские взносы. Я читал ваш блог, и там было написано, что «Зеленая республика» намерена занять ведущие позиции в регионе. Что вы имели в виду?
— [пауза] Ну я прямо так не писала. Так написали СМИ [вздыхает]. Просто хотелось бы вывести взгляд людей на новый формат. Я понимаю, что можно о проблемах экологии, нефтянки и газовиков говорить бесконечно. Но результата мы не видим. Мы можем сделать так, как сделал Комитет спасения Печоры — поставить ультиматум, предприятие должно закрыться [речь идет о требованиях жителей Ижемского района к районным властям и нефтяникам. Они не требовали закрытия «ЛУКОЙЛ-Коми». Они потребовали приостановки работы компании до выполнения условий, поставленных жителями], либо исправить, что они сделали, не вникая в суть проблемы, не пытаясь найти компромисс.
— Мне кажется, у вас неправильная трактовка событий. Комитет спасения Печоры не ставил ультиматум о закрытии предприятия. Это требования об исправлении ситуации. И эти самые требования — итог очень длительных многолетних переговоров. Общественники вносили свои предложения, но они не были услышаны, поэтому и родились требования.
— [пауза] Можно я передохну и тогда грамотно сформулирую все, что я думаю.
От продолжения беседы Евгения Бойко отказалась, предложив направить ей вопросы в письменном виде по почте.