Последняя статья из цикла «Экология жизни», в котором рассказывается о технологиях, позволяющих сделать быт людей на севере Норвегии и России экономичным и чистым, посвящен аквафермам. В конце весны корреспондент «7х7» посетил такое предприятие в норвежском Киркенесе, где узнал о технологии производства рыбы, а после сравнил зарубежный и отечественный опыт.

Сейчас норвежцы снова бьют рекорды по производству морепродуктов и экспорту рыбы. 2014 год стал для северного королевства одним из самых успешных, несмотря на то, что Россия ввела запрет на импорт товара. Экспорт вырос на 12% по сравнению с 2013 годом. Однако в экологичности и безопасности этих продуктов некоторые специалисты сомневаются. Еще в 2006-м, а потом и в 2013 годах ввоз норвежской форели ограничивали из-за того, что в рыбе находили кишечные палочки. Российские СМИ ставили в пример ферму в родной стране, «чистую и правильную», но, которая, как оказалось, целиком оборудована норвежской техникой, и даже корм для нашей рыбы — завозной. Садковая рыба — зло или благо? Попробуем разобраться.

 

В Норвегии граждане активно выступают за закрытие рыбных ферм

У экологов есть несколько причин, чтобы плохо относиться к рыбным фермам: рыба в клетках производит много концентрированных отходов; в процессе разведения используются антибиотики и разнообразные химические вещества, которые попадают в акватории; есть риск нарушения экологического баланса при случайном освобождении искусственно выведенных особей. Даже новые системы, где сетчатые сферы дрейфуют в открытом океане, имеют экологические минусы.

 

 

В Норвегии в последние годы появились активные борцы с развитием рыбных ферм. Например, детский врач Анне-Лисе Монсен. Она стала известной, когда разместила в социальной сети коллаж, что-то вроде сигаретных пачек. Только вместо обычных для таких упаковок предупреждений «Курение убивает» и «Курение способствует развитию рака», доктор Монсен написала: «Садковая лососина убивает» и «Садковая лососина приводит к раку».

 

 

В интервью газете VG она объясняла, что рыбу пичкают опасными химикатами, которые, попадая с пищей в организм человека, негативно влияют на его мозг, приводят к аутизму, снижают интеллект, а также способствуют развитию раковых заболеваний.

Еще один противник рыборазведения — руководитель норвежской экологической организации Miljovernforbundet Курт Оддекальв. Он разослал письма в правительства нескольких европейских стран (кстати, и России тоже, как основному импортеру), в котором предупредил, что садковая семга содержит вещества, опасные для здоровья: канцерогены дифлубензурон и тефлубензурон. Французские авторы сняли фильм «Норвежская семга — химическая бомба». Но, некоторое время спустя, власти Норвегии констатировали, что этот фильм лишь незначительно повлиял на объем продаж семги. После газета Aftenposten сообщила, что рыбоводы Норвегии достигли договоренности с Европейским Союзом о десятикратном превышении прежней нормы содержания в семге инсектицида эндосульфана, который добавляется в корм (вещество для борьбы с паразитами).

В России норвежская семга потеряла добрую репутацию осенью 2014 года, когда СМИ от региональных до федеральных рассказывали о ее вреде и низком качестве, приводя в пример наш отечественный продукт.

 

 

В Мурманской области создадут рыбохозяйственный кластер

Весной 2014 года в Мурманске подписали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве между властями региона, Печенгским районом, администрацией городского поселения Печенга и компанией «Русский лосось». Предполагается, что в области построят смолтовую фабрику (для разведения мальков) и завод по производству корма для рыбы.

— Этот документ даст старт новому этапу развития аквакультуры в Мурманской области. Создание фабрик по производству смолта и кормов для рыбы завершит технологическую цепочку производства атлантического лосося в губах и заливах Баренцева моря, даст рыбоводческим предприятиям региона возможность развиваться на качественно новом уровне, не закупая мальков и корма для рыбы в Норвегии, — распространила цитату губернатора Мурманской области Марины Ковтун пресс-служба правительства.

Кроме этого, инвестиционная программа предусматривает установку новых садков, возведение очистных сооружений и создание инфраструктуры для комплексной переработки рыбы. Компания «Русский лосось» потратит один миллиард рублей на этот аквакультурный проект. По предварительным подсчетам, производительность смолтового завода будет 10 миллионов мальков в год. Эти данные приводит «Интерфакс». Новые мощности обеспечат работой 300 человек и снизят зависимость российского предприятия от поставок смолта и кормов из Норвегии. По мнению главы региона, таким образом закладываются основы создания на базе поселка Лиинахамари рыбохозяйственного кластера.

Сегодня в России семгу разводят в садках на двух предприятиях «Русский лосось» (п. Лиинахамари, Мурманская область) и «Русское море» (п. Ура-губа, Мурманская область). Осенью и зимой 2014 года первое предприятие простаивало. По неофициальной информации, из-за сильного загрязнения акватория отходами жизнедеятельности рыб, молодые особи начали гибнуть. Второе же, наоборот, позиционировало себя как успешное предприятие.

Несколько недель назад правительство Мурманской области приняло решение поддержать инвестиционную деятельность ООО «Русское море — Аквакультура» и содействовать в реализации инвестиционного проекта по созданию аквабиотехнологического промышленного комплекса полного цикла. Предприниматели намерены наладить производство рыбных кормов мощностью 80 тысяч тонн в год и выращивать молодь атлантического лосося до 12 миллионов штук в год, производить 50 тысяч тонн продукции в год, сообщило агентство b-port.ru

На поддержку рыбной отрасли России до 2020 года планируется выделить из бюджета до 18 миллиардов рублей.

 

 Сведения о производстве рыбы с 1994 по 2013 годы в северных регионах Норвегии и России

 

Но вот любопытное обстоятельство. Все, что есть у «Русского моря», от садков до компьютеров и подводного видеонаблюдения, — норвежская техника. Система разведения рыбы куплена у скандинавских соседей. Родина мальков — Норвегия. Корма привезены оттуда же. Ведь на молодь и пищу для нее санкции не распространялись. Выходит, рыба не совсем российская. Очевидный плюс, что первые партии садковой семги вырастили в чистых водах, где прежде не было хозяйств и загрязнений.

 

 

Еще один парадокс — аквакультурный бизнес россиян в самой Норвегии. Близ Киркенеса уже много лет успешно работает предприятие «Kirkenes Charr». Ферма производит 120 тонн рыбы в год (примерно 500 тысяч особей). Уже на втором году работы продукцию удостоили звания «Лучший морепродукт Норвегии — 2009». Это предприятие было инвестировано российскими предпринимателями. Сегодня акционеры фермы: российские и норвежские бизнесмены, а также в финские, но в меньшинстве.

— Гольца, рассортированного по возрасту и размеру, разводят в обширных зеленых резервуарах в потоке ледяной воды. Она поступает естественным путем из горного озера. Проточная акватория и естественная слизь, покрывающая тело рыбы, обеспечивают гольцу защиту от инфекции и паразитов. Резервуары же устроены так, чтобы рыба постоянно двигалась. Его называют зеленой рыбой! — рассказал Оддбьёрн Йериярви barentsobserver.com. — Арктический голец — рыба чистая и жизнеспособная сама по себе, она требует мало корма. Кроме того, компания проводит забой особенным способом. Рыба голодает 14 дней, что дает очищение ее организма и повышает качество продукта. «Kirkenes Charr» практически не наносит вреда окружающей среде. На этой ферме выращивают лучший арктический голец, который поставляется на российский рынок.

 

 

И снова рыба и «их», и «наша» — одна и та же на столе. Получается, что сегодня предостережениями экологов лишь спекулируют во время информационных войн с целью экономической выгоды. И то, что морские фермы будут только расширяться, подтверждают факты. Мировой океан пустеет. Традиционная путина замещается рыбоводством стремительно. По статистике ООН, 45% ежегодно потребляемой рыбы уже выращено в садках.


Реклама. Интернет-магазин Badger Ru предлагает ознакомиться с ассортиментом продукции для рыбаков на своём сайте - badger.ru

ООО "Питер-Пост", ОГРН: 1097847125727, юридический адрес: 199048, Россия, Санкт-Петербург, 16-я линия, дом 85, корп. 3