Решение о ликвидации государственного комитета Карелии по туризму, который в качестве отдельного ведомства просуществовал чуть больше двух лет, было принято главой республики Александром Худилайненым. Официально называются две причины — приведение структуры правительства Карелии в соответствие со структурой федерального правительства (там за туризм отвечает Минкульт) и оптимизация расходов.

Следует отметить, что, принимая отчет о деятельности комитета за 2014 год, Александр Худилайнен критиковал руководство госкомтура за недостаточную активность. В частности, глава Карелии пенял на то, что круизные теплоходы, прибывающие на Кижи, обходят стороной Петрозаводск.

Вместе с тем, по сообщению федерального агентства по туризму, 2014 год стал самым удачным для развития карельского туризма: общее число посетителей впервые превысило двп миллиона человек; существенно, на 10%, выросло и число организованных туристов. Карелия вышла на первые места в туристских рейтингах, получив две из девяти номинаций — «Лучшее место для зимнего отдыха» и «Лучшее место для активного отдыха» — ежегодной российской премии в области туризма «Звезда Travel.ru».

Можно, конечно, списать прошлогодние успехи ведомства по привлечению туристов на объективные факторы, в первую очередь — запрет на выезд за границу представителям силовых структур. Но даже в этом случае следует напомнить, что подготовленный госкомитетом инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия» в июне 2015 года стал победителем конкурса федерального агентства по туризму и был включен в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Согласно концепции создания кластера в республику будет привлечено 2,7 млрд рублей частных и государственных инвестиций. Для Карелии это большие деньги.

Эти достижения, однако, не убедили губернатора в необходимости сохранения отдельного республиканского ведомства, ответственного за туризм. Экс-председатель госкомтура Валерий Кирьянов прокомментировал сложившуюся ситуацию в беседе с корреспондентом «7х7»:

— В этом решении нет ничего неожиданного. Мы идем по эволюционному пути развития. Это политика федерального уровня: большинство регионов уже перевели туризм в Министерство культуры, теперь пришла очередь Карелии. Мы были одним из последних регионов, где сохранялся отдельный орган власти, отвечающий за туризм. Так выстраивается вертикаль власти, потому что проще работать, когда структура региональной власти соответствует структуре федеральной.

Речь не идет о какой-то негативной оценке комитета, нам не стыдно за свою двухлетнюю работу. Это просто очередной этап в развитии туристской отрасли. Спасибо главе республики, что он такую возможность предоставил. Но сейчас идет оптимизация структуры органов государственной власти, теперь будет меньше начальников, больше специалистов, больше людей на земле работать. Работники уже практически все перешли в новое подразделение, никто никого не выгоняет, все идет в плановом режиме.

Вероятно, новые полномочия не стали неожиданностью и для министра культуры Елены Богдановой. В недавнем прошлом ей уже доводилось рекламировать туристский потенциал Карелии. Вместе с тем рекламировать — еще не означает хорошо знать. Сама министр доказала это в момент передачи ей туристских полномочий, причислив один из самых северных районов Карелии, Беломорский, к районам южнокарельского туристского кластера.

***

В дополнение к тексту статьи редакция приводит статистические данные сайта http://patchworkbarents.org/. На графике видно, что количество туристов в Республику Карелия стабильно увеличивалось на протяжении последних 10 лет.