«Вяткаавиа» организовала 14 июня для желающих блог-тур, во время которого сотрудники фирмы рассказали участниками о проблемах малой авиации в регионе и о перспективах ее развития. О том, почему в городе до сих пор нет парковочных площадок для самолетов и что стоит приобрести собственный самолет, в репортаже «7х7» с посадочной площадки «Кучаны».
Аэродром компании находится в районе поселка Стрижи, около часа езды от Кирова. Посадочную площадку «Кучаны» внимательно осматривают семь блогеров. Там в ряд стоят три массивных самолета, другие, совсем небольшие, припаркованы чуть дальше в поле.
— Этот, Ан-2, помещен в книгу рекордов Гиннеса, — показывает на один из самолетов специалист по связям с общественностью «Вяткаавиа» Алексей Вожегов, — Они совсем недорогие по цене, берут большой груз, очень практичны. Все летчики их любят и уважают, но у них высокий расход топлива. Самолеты, может быть, выглядят старо, но все в идеальном состоянии и пролетают 200 километров за час.
Всего в компании пять самолетов Ан-2 и один вертолет Ми-2, а в штате — 12 пилотов и 10 инженеров. Все самолеты используются только в малой авиации: с них раскидывают удобрения, спасатели на них вылетают тушить пожары, а врачи экстренно перевозят больных в Киров.
Алексей Вожегов с сожалением замечает, что в Кировской области хозяйств, которые бы использовали самолет для сельхозработы, просто нет. Поэтому одно воздушное судно компании летает в Татарстан, там как раз есть спрос.
— Прогрессивные хозяйства уже давно используют авиацию. И Европа работает таким образом, а у нас в России сельское хозяйство не на высоком уровне развито, — отмечает Вожегов.
При использовании авиации в медицинских целях, однако, возникают проблемы. В Кирове нет оборудованных площадок для посадки самолетов:
— Вот приехали мы за больным человеком в поселок, и логично было бы высадить его на крыше областной больницы в Кирове. Но мы выгружаем здесь, в районе Стрижей, за 30 километров от города. А больной — все еще больной. Раньше в городе была площадка для парковки у ТЦ «Метро». Но сейчас там именно этот торговый центр. Разговоры шли, чтобы организовать какую-то площадку, но пока это всего лишь разговоры. Этот вопрос закрывали на уровне правительства.
Президент компании «Вяткаавиа» Олег Кочкин уже много лет увлекался авиацией. В 2009 году, когда он познакомился генеральным директором Кировского авиапредприятия Валентином Комлевым, хобби превратилось не просто в работу, но и выросло в миссию:
— Тогда Валентин Егорович остался без работы, и мы стали вместе думать, что можем сделать в плане авиации в нашей области. Решили, что можно оборудовать аэродром, на котором будут собираться частники и любители. В мае 2010 года стали его строить. Пока строили, то в кировском авиапредприятии стали все сворачивать. Отказались от большой авиации, летчиков массово сокращали: кто-то ушел на пенсию, кто-то и вовсе уехал. Были сокращены 50 инженеров и техников. Через два года и от малой авиации ничего не осталось: «Кировавиа» обанкротили, у них возникли большие долги по зарплате и летчикам, и персоналу. Мы, в свою очередь, подхватили лесопатруль, выиграли тендер на выполнение лесопатрульных работ и тендер по санитарной авиации. Еще теперь занимаемся и поисково-спасательной авиацией.
Сейчас на базе круглосуточно дежурит поисково-спасательная группа. На самолете Ан-2 она готова взлететь всего за 30 минут.
— Над Кировской областью пролетает 200 иностранных самолетов. И если какой-то самолет будет вынужден пойти на посадку, мы будем обязаны оказать помощь. Вот кстати из Победилова взлетел, — показывает Олег Кочкин в небо.
— Вы их по звуку определяете? — спрашивает его один из блогеров.
— По внешнему виду, скорее всего, — отвечает Олег Николаевич.
— Это же такая небольшая точка в небе! — удивляются участники.
— У нас бывают и сообщения о тревоге, — продолжает рассказ президент компании. — Летел как-то Боинг, и у него в полете треснуло стекло. Нас всех приводят в боевую готовность. Но пока еще все самолеты вынужденно садились или в Перми, или в Нижнем Новгороде. Конечно, бывают и учебные тревоги.
Участники блог-тура долго рассуждали о проблеме отсутствия парковочных площадок для самолетов в городе. Олег Николаевич признается, что создать вертолетную площадку на крыше дома для Кирова — это утопия:
— Два или три раза в неделю мы возим больных в город из районов. Но было бы гораздо удобнее высаживаться сразу в городе, а не везти его за 30 километров по такой дороге. Раньше я общался с Быковым [Владимир Быков, глава города], и нам обещали помочь, но года три уже обещают. И если областная больница будет готова пойти на встречу, сделать запрос на это, то мы будем только «за», мы готовы сами обустроить площадку рядом с городом. Варианты найти можно, но было бы желание.
Президент компании также рассказывает и о лесопатрульных работах:
— Когда сезон, сухо, у нас один или два самолета латает по маршруту с парашютистами, и если пожар — выбрасывают их, и они на месте тушат пожар. Мы работаем совместно с базой «Авиалесоохрана», где-то 18 парашютистов участвует в работах. За один день 90% лесов Кировской области они могут осмотреть. И знаете, по их наблюдениям, больше половины костров возникает по вине человека: из-за костров и окурков.
Кстати, любительская авиация используется и в частных целях, о чем рассказал Алексей Вожегов.
— В сознании обывателя приобрести самолет — это что-то нереальное. Но, на самом деле, летать в частном порядке гораздо дешевле. Двухместный самолет, как кроссовер средней стоимости: 300–400 тысяч рублей. Замечу, что затраты на топливо — это треть всех расходов. Обучение будет стоить 400–500 тысяч. В целом в соседних регионах парковок для самолетов огромное множество. У нас, например, нужно согласовать с администрацией площадку, еще необходимо приобрести навигационный паспорт, — с интересом рассказывает Вожегов.
— Недавно к нам из Йошкар-Олы прилетело два человека на авиашоу. До Кирова они потратили 16 литров горючего, самолет у них французский собран в России. Контраст с автотранспортом. Парковка, например, будет стоить, как за машину. Для меня самого было удивительно, что на самолете сегодня могут летать не только олигархи. Это очень доступно, — делится наблюдениями Алексей Вожегов.
В планах у компании обучать пилотированию желающих, за курс необходимо «отлетать» 40 часов. Сейчас уже есть преподаватели, а экзамены нужно будет сдавать на базе уральского центра. Сотрудники заявляют, что есть и штат квалифицированных техников, и все затраты на содержание самолета соразмерим с автосервисом.
В завершении блог-тура участникам устроили ознакомительный полет на самолете Cessna-182. Четыре человека поместились в небольшой салон, каждый надел наушники. Быстрый взлет, пилот действительно решил поэкспериментировать: виражи, которые он выполнял, участники прозвали «американскими горками». Несколько кругов на высоте 300 метров, совсем мягкая посадка, и малогабаритный самолет уже легко паркуется в нужном месте.
— Супер! Я ничего круче в своей жизни не испытывал! — поделился впечатлениями Сергей Вожегов.
— Я весь полет молчал, не мог и слова сказать! Но это действительно круто! — рассказал видеоблогер Евгений Шевнин.
Участники блог-тура благодарят пилота за столь экстремальный полет, с интересом пробуют и себя в этой роли, а также делают последние снимки самолетов на посадочной площадке.