Институты власти в России должны перестать имитировать свою работу. Тогда в стране возможно улучшение качества жизни. Однако для этого сейчас нет предпосылок. Такую точку зрения высказал журналист Николай Сванидзе в короткой беседе с корреспондентом «7х7», которая состоялась на сыктывкарском баркемпе.

— Экономист, профессор МГУ Наталья Зубаревич во время своего выступления поделилась мнением, что региональные элиты «заплыли жиром» из-за того, что в течение десяти лет получали власть по назначению. Возвращенные выборы губернаторов, на ваш взгляд, это работающий механизм?

— Сейчас нет. Абсолютно согласен с оценкой Натальи Зубаревич— действительно, качество нашей политической элиты портится из-за отсутствия выборов. Но возвращение выборов, я считаю, сейчас не играет роли.

— Нынешняя элита сама сменится, когда придет новое поколение, или будет какой-то другой путь?

— Элита может не смениться. Персонально она меняется все время, естественно — кто-то убывает, кто-то приходит, но качество элиты от этого не возрастает. Я не вижу сейчас оснований для того, чтобы оно резко улучшилось. Для улучшения должна произойти смена системы, смена режима. Для этого должны появиться выборы, популярные, нормальные, не имитационные, настоящие. Сейчас я не вижу для этого возможности. И в будущем. Смена режима должна быть, но она не должна быть революционной. Для этого нужен совершенно другой подход. Институты действующей власти должны перестать быть имитационными. Сегодня я не вижу к этому предпосылок.

— А если взять средний класс? В свое время они поддержали Алексея Навального, они хотели изменений. Могут ли они сейчас повлиять на принимаемые властью решения?

— Ну они его не так уж и сильно поддержали. Если брать средний класс, то он размывается. Сейчас значительная часть среднего класса — это государственные чиновники. А государственные чиновники никаких представителей оппозиции поддерживать не будут. Они за власть, которой они служат, которая платит им деньги.

— А если брать конкретно средний бизнес?

— Если говорить о бизнесе, то он тоже сейчас размывается, мельчает — в связи с кризисом, в связи с огромным административным и репрессивным давлением, которое он испытывает.

— Не вызовет ли это обратную реакцию?

— Ну средний бизнес не столь многочисленен. Повторяю, он разоряется. Попадает под удар пропаганды — массированный, эффективный. Поэтому я сейчас особых признаков сопротивления со стороны бизнеса не вижу. Я оптимист по натуре, но в краткосрочной перспективе я настроен достаточно пессимистично — я не вижу в обозримом будущем просветов.

— Как вы считаете, с чем связан перенос выборов в 2016 году с декабря на сентябрь?

— Я думаю, что это чистая политика. Я не вижу других оснований, кроме политических для этого. Это связано прежде всего с желанием приблизить выборы, потому что ситуация в стране может стать достаточно непредсказуемой.

— Достаточно давно политическое поле было зачищено, некоторое время назад под удар попали некоммерческие организации. Сейчас пытаются законодательно отрегулировать сферу культуры...

— Это называется закручивание гаек по всему периметру. Культура — это тоже часть жизни общества. Это один и тот же процесс. К сожалению, это было вполне предсказуемо. Вспомните советскую власть. Система контролирует не только общественную, но и личную жизнь человека. И хотя у нас система не тоталитарная, а, я бы сказал, авторитарная, но сейчас она находится на пути к тоталитаризму. Пройдет она этот путь или нет — я сейчас сказать не могу.

— А что же делать людям?

— Людям — жить. Если человек хочет познавать реальную действительность — он ее познает. Не нужно верить пропаганде, нужно верить собственной голове, включать ее с достаточной регулярностью. Желательно учить иностранные языки, чтобы потреблять информацию не только ту, которую вам предлагают государственные органы, но и другую. Она не обязательно будет правильной, но она будет разнообразной. И уже в разнообразии вы сможете найти какое-то зерно рациональности. А так, конечно, если вы будете с утра до вечера смотреть телевизор, в интернет заходить только для того, чтобы посмотреть, сколько колготки стоят (пока они еще продаются), то, я думаю, вам будет сложно познавать реальную действительность.

— Дмитрий Киселёв не так давно в эфире своей программы высказался за возможность введения гражданских союзов между однополыми парами. Главное, чтобы при этом они не назывались браком. Допускаете ли вы возможность принятия такого закона в скором времени?

— Я не думаю, что в нашей стране это реально. Потому что наша страна достаточно консервативна и патриархальна, уровень этого консерватизма постоянно растет